/ alekseystemmer / istockphoto.com
Китай инициирует движение торговых судов по Северному морскому пути. Это сообщает Politico. Значит ли это, что эпоха, когда Суэцкий канал был единственным маршрутом для торговли между Азией и Европой, подошла к концу, и теперь Россия будет получать выгоду от многомиллиардных грузопотоков? Узнайте больше в материале aif.ru.
Начало новой эры?
Китайская торговая компания готовится протестировать Северный морской путь. В субботу, 20 сентября, она отправит крупный контейнеровоз с грузоподъемностью почти 70 тыс. тонн (класс Panamax) в 18-дневное путешествие из китайского порта Нинбо-Чжоушань в Феликстоу, Великобритания. По данным Politico, цель этого мероприятия — не единичное плавание, а начало регулярных грузоперевозок по Севморпути, который свяжет порты Европы и Азии.
«Арктика открывается. 20 лет назад она была покрыта льдом, но сейчас она оттаивает и становится доступной для судоходства. Она вызывает интерес», — отметил в разговоре с изданием Мальте Хумперт, старший научный сотрудник и основатель американского аналитического центра, занимающегося исследованиями арктического региона. По его словам, это первое место на Земле, где изменения климата привели к значительным геополитическим изменениям.
И Урал с Сибирью. Путин рассказал о создании новой транспортной артерии Подробнее
Привлекательно, но не совсем
В настоящее время морские грузоперевозки из Китая в Европу в основном осуществляются через Суэцкий канал. Он, конечно, не идеален. В пиковые сезоны Суэц не справляется с нагрузкой, и перед каналом образуются длинные очереди из множества судов. В случае, если крупный контейнеровоз застрянет, как это произошло в 2021 году с Evergreen,— движение через пролив будет временно парализовано. Кроме того, стоимость прохода через Суэц астрономическая — плата для больших торговых судов может достигать сотен тысяч долларов. Сложная обстановка в регионе также добавляет проблем — суда часто подвергаются нападениям местных пиратов или йеменских хуситов в Аденском заливе. Это приводит к росту расходов на страховку. Некоторые грузоперевозчики даже перенаправляют свои суда, обходя Африку через мыс Доброй Надежды. Тем не менее, несмотря на все эти трудности, Суэцкий канал по-прежнему остается практически единственным вариантом. И Севморпуть, несмотря на все свои перспективы, вряд ли сможет заменить маршрут через Ближний Восток.
Путешествие через Арктику имеет смысл только при наличии повышенного спроса. В этом случае сокращение времени в пути даже на несколько дней становится важным — и это главное преимущество маршрута через российский север. «Когда необходимо срочно отправить большой груз, высокие тарифы на грузоперевозку отходят на второй план», — объясняет Питер Сэнд, главный аналитик компании Xeneta, предоставляющей консалтинговые услуги морским транспортным компаниям. По его словам, Севморпуть пока выглядит как сезонная альтернатива традиционным маршрутам, таким как Суэц. Однако он допускает, что через 30-40 лет, когда площадь льдов уменьшится еще на 30-50% из-за потепления, Арктика станет «очень интересным» вариантом.
Последний ресурс. Осадчиев: в Арктике у нас есть очень серьёзное достижение Подробнее
«Теряется конкурентное преимущество»
Похожие выводы делает и эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
«Из-за ледовых условий навигационный сезон по Севморпути длится всего несколько месяцев — с июля, иногда с конца июня, до октября. Чтобы маршрут стал круглогодичным, необходима дополнительная инфраструктура и специальные суда. Чистая вода там крайне ограничена, и торговым судам обычно требуется сопровождение ледоколов. Кроме того, само судно желательно, чтобы имело ледовый класс. Все это дополнительные условия, которые сказываются на стоимости такого маршрута», — подчеркивает эксперт.
Юшков также отметил, что, вопреки распространенному мнению, плавание по Арктике не всегда значительно короче, чем маршрут через Ближний Восток и Суэцкий канал. «Даже если идет судно ледового класса с атомным ледоколом, все равно могут встретиться крепкие и непроходимые льды, которые замедляют движение. И возникает вопрос: хотя маршрут короче, времени на него уходит немало из-за мерзлоты. В результате теряется основное конкурентное преимущество», — предупреждает эксперт.
По Арктике круглый год. Атомные ледоколы стали важным преимуществом России Подробнее
Китайский аспект
Тем не менее, по словам Юшкова, у Севморпута есть перспективы, и они довольно неплохие. Во-первых, благодаря изменениям климата будет постепенно увеличиваться навигационный сезон, что снизит затраты для перевозчиков. Во-вторых, противостояние с Соединенными Штатами может побудить Китай активнее использовать арктический маршрут.
«Мы видим, как против Китая регулярно вводятся санкции, хотя он не проявляет никакой агрессии. И все же ограничения против Huawei, запрет на поставку микрочипов и т. д. делают все возможное, чтобы замедлить развитие Китая. Логика конфронтации подсказывает, что Запад может попытаться в будущем перекрыть некоторые транспортные коридоры и, например, остановить поставки энергоносителей. Поэтому Китай, безусловно, ищет альтернативы и заинтересован в диверсификации. Думаю, это одна из главных причин, по которой они тестируют Севморпуть. Отсюда также следует прогресс по газопроводу Сила Сибири-2», — резюмировал Юшков.