Кеосаян: «О медленном угасании жизни вряд ли буду снимать»

Тематика Легендарные актеры и режиссеры кино Тигран Кеосаян. Тигран Кеосаян. www.globallookpress.com

Не стало Тиграна Кеосаяна. На 59-й день рождения — режиссер уже не праздновал. И последнего фильма на большом экране он не увидел.

В конце прошлого года его госпитализировали, он пережил клиническую смерть и 9 месяцев провел в коме. Надежды родных и друзей на выздоровление не сбылись.

О его недугах, инфарктах, стентировании много писали. И это ещё не всё.

Мы же хотели вспомнить другого Тиграна. Яркого, ироничного, открытого. Общаться с ним было легко и приятно. Таким он выглядел на интервью 23 года назад.

Другое время. Другая жизнь. Всё тогда у него было иначе. О том, что Тигран женится на Маргарите Симоньян, и что в этом браке появятся трое удивительных детей, никто и не думал. Да Кеосаян и не знал её тогда!

Он в то время уже был медийной фигурой. Хотя термина такого ещё не существовало. Снимал клипы, полнометражные фильмы, работал над сериалом «Мужская работа» — о службе спецназа ГРУ в Чечне…Главный редактор телеканала RT и медиагруппы «Россия сегодня» Маргарита Симоньян выступает на премьере фильма режиссера Тиграна Кеосаяна «Семь дней Петра Семеныча» в московском кинотеатре «Октябрь».«Три раза чуть не развелись». Симоньян прослезилась на показе фильма мужа Подробнее

Мама добровольно посвятила себя семье

Знаменитый режиссер Эдмонд Кеосаян (ушел из жизни в 57 лет) создал трилогию о «неуловимых мстителях», которая актуальна и сегодня. Тигран последовал по стопам отца, и его киносказки также оказались успешными: «Бедная Саша», «Ландыш серебристый», «Президент и его внучка». Он даже задумал продолжение «Неуловимых» — в конце концов, почему трилогия не могла стать тетралогией? Но…

— Начал. А потом передумал. Лучше уже не получится, ту атмосферу не возвратить. И зачем тогда затевать?

— Многих удивила «Мужская работа». Тигран повзрослел и больше не будет снимать сказки?

— Ёлки-палки, в тот момент как раз отказался от очередного подобного проекта — костюмного, начала века и, кстати, с высоким бюджетом. Но мне интересен разный кинематограф. И вот, пожалуйста, народ проголосовал за «Мужскую работу»: было продано около 50 тысяч дорогостоящих кассет, состоящих из двух частей. Невероятное количество! Для сериалов до сих пор максимум составляло 12 тысяч.

— Как государство оценило вашу работу?

— Наверное, хорошо, раз я ещё не сижу в Бутырках. Тьфу-тьфу-тьфу…

— Ваша мама рано и успешно начала актёрскую карьеру, но, выйдя замуж за восточного мужчину, посвятила себя семье и детям…

— Отец не настаивал. Он даже сказал: «Делай, что хочешь». А мама (Лауре Геворкян сейчас 86 лет. — прим. ред.) действительно великолепная актриса. После первого курса училища её уже приглашали на роли в лучшие театры страны. Но они с отцом быстро поженились, и она, зная характер папы, добровольно посвятила себя семье. Со стороны успешной актрисы это, конечно, подвиг.

— Она переживала?

— Думаю, да. Но мама была мудрой женщиной и никогда не демонстрировала свои переживания ни отцу, ни нам с братом (он ушел из жизни в 61 год —— прим. ред.). Она ездила с папой в экспедиции, снималась в его фильмах…Тигран Кеосаян.Сердце «Ландыша серебристого». Ушел из жизни режиссер и ведущий Тигран Кеосаян Подробнее

Надю Михалкову послали ночью за сигаретами

— Наверняка, когда вы пригласили 13-летнюю Надю Михалкову в фильм «Президент и его внучка», Никита Сергеевич ревновал. Я вообще не понимаю, как он отпустил любимую дочку к другому режиссёру.

— Думаю, без ревности не обошлось. Но я нашёл нужные слова. Снял фильм и сказал Михалкову спасибо. А он поблагодарил меня за то, что я убедил его: Надю можно снимать в серьёзных ролях.

— Вы, кажется, подружились с Надей во время съёмок.

— Да, и продолжаем общаться. Надя поразила меня! Талантом — это понятно, но ещё и тактом, умом, пониманием ситуации. Я знаю, каково работать с ребёнком с такой известной фамилией. А её все в съёмочной группе обожали!

— Может, потому и обожали, что…

— Не-е! Ну какой осветителю дяде Ване толк прогибаться? Эти старики мосфильмовские, которые видели Пырьева, Александрова… Ну что им с того?

— Вы однажды проговорились, что во время съёмок посылали Надю за сигаретами. Сомневаюсь, что Михалкову это понравилось бы.

— Да он знает. Действительно, мы сидели в машине, было ужасно холодно, а человек, который должен заботиться о режиссёре, не позаботился. Ну кого послать за сигаретами? «Надюш, сгоняешь?» — «Щас, дядь Тира», и её уже и след простыл. Она ускакала, а я за голову схватился: «Главную героиню! Ночью! В ларёк!..» Но Никита Сергеевич всё правильно понял.

Тигран Кеосаян, 2011 г.Тигран Кеосаян, 2011 г. Фото: РИА Новости/ Руслан Кривобок

«Полгода я действительно жил трудно»

— Правда ли, что вы сняли 114 клипов?

— Сейчас уже больше.

— Но это же конвейер!

— Не-е! Что значит — конвейер? Я с 1988 года этим занимаюсь. Но теперь — всё. Гурцкая — единственный клип за год, в перерыве между фильмами. Вот вы говорите: 114 работ. А откуда они взялись? Из банального поиска заработка.

— Зарабатывая на клипах и рекламе, вы вряд ли бедствовали. Но в тот же период левачили на машине. Что-то не сходится…

— Левачил потом. Когда снял первый фильм «Катька и Шиз». После клипа «Посмотри в глаза» Ветлицкой мы с Федей (Бондарчуком —— прим. ред.) были на гребне успеха. Но я уже хотел делать настоящее кино, сделал его и за этот год выпал из всех тусовок.

 Тигран Кеосаян и Федор Бондарчук. 2012 г.Тигран Кеосаян и Федор Бондарчук. 2012 г. Фото: РИА Новости/ Сергей Кузнецов

— Кино не принесло денег?

— А я туда и не шёл за деньгами. Клип, который мы сняли и смонтировали за три дня, принёс мне 85% той суммы, что я получил за год работы над фильмом. Не так страшна потеря в деньгах, как потеря в связях, в накате. Хотя полгода я действительно жил трудно. Настолько, что в какой-то момент понял, что пора наниматься к кому-то на работу. У Федьки уже был «Арт-Пикчерз», Гоша Меклер с Мишей Хлебородовым создали «Рэд-видео». Ну что было делать-то? Дай Бог здоровья Гоше и Мише, которые дали мне возможность перебиться, и у которых я сделал 2 или 3 работы… Потом уже у меня появилась своя фирма, мы выпустили первый клип «Транзитный пассажир» Аллегровой. 10 лет прошло. Ёлки-палки!..

— Допустим, с клипами и рекламой вы меня убедили, это был не конвейер. Но вы и 4 фильма сделали за 4 года!

— Режиссёр должен снимать каждый год.

— Почему же другие по 5-10 лет работают над одной картиной или просто годами ничего не снимают? Вам так везёт?

— Это тоже, конечно. Никто не знал, что «Бедная Саша» получится такой, какой она получилась. Всё было против этого. А потом, мужчина должен работать. Я пытался по разным направлениям, лез в коммерцию — и мне часто давали по шапке. Господь, думаю. А когда занимался своим делом, всё получалось. Вы думаете, что великие Андрей Арсеньевич Тарковский, которого я в детстве часто видел у нас дома, или Григорий Наумович Чухрай (вечная им память) заранее планировали: «Вот сейчас сниму на века»? Да упаси Господь! Каждый их фильм был лишь единицей на студии. Они должны были кормить семьи. Как и Кеосаян-старший. И другие. Но так как Бог дал им больше, чем остальным, то и получались «Андрей Рублев», «Баллада о солдате», «Неуловимые», «Летят журавли» Калатозова, «Судьба человека» Сергея Федоровича Бондарчука…

А то, что происходит сегодня, меня очень тревожит. Мой любимый Герман. Великий режиссёр выдающихся фильмов «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин». Я каждому критику этих картин, если не хватит слов, горло перегрызу. Но сложилась, на мой взгляд, нехорошая тенденция. Вроде бы: а давай-ка я при жизни буду мастырить себе монумент. А как его мастырить-то? Ну, буду снимать кино лет 8. Чтобы все его 8 лет ждали, понимаешь.

Тигран Кеосаян и Маргарита Симоньян. Тигран Кеосаян и Маргарита Симоньян. Фото: www.globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

«Есть у тебя что-то под шапкой? Сказать что-то хочешь?»

— Если вы о «Хрусталеве», там, мне кажется, даже не 8 — побольше срок будет…

— Чаплин мог себе позволить сделать 589 (!) дублей передачи цветка слепой девушке, а потом уехать в  Альпы и думать. Он тратил свои деньги! Но главный вопрос: что на выходе? «Огни большого города» или «Хрусталев, машину!»?

— А мнение о «Хрусталеве» у вас какое?

— О-о…. Тяжёлое. Может, раскрываю профессиональную тайну, но у меня есть ощущение, что просто произошёл брак по звуку, который потом от безысходки был выдан за творческий ход.

— Может, вы работаете быстро потому, что не замахиваетесь на миллионы долларов, делая среднебюджетные картины? У Германа, помнится, все время были проблемы с деньгами.

— Замахиваться надо от возможностей. Смотрели «Мужской стриптиз»? Хорошая картина? Мне очень нравится: трогательная, с английским юмором. Так вот, стоила она миллион долларов, а принесла в прокате порядка 200. Вопрос не в том, замахиваешься или нет. Я делаю то, что мне интересно. Будет интересно поставить балет — пойду поставлю. Нагло сказал, да?

— Есть немножко. А всё-таки, если бы у вас были пресловутые 45 миллионов долларов?

— Речь же о другом. Вот «Баллада о солдате» — дорогой фильм? Конечно, нет. Так при чём тут бюджет? Это испорченное восприятие кинематографической реальности: было бы у меня столько-то миллионов, я бы снял ТАКОЙ фильм! Есть у тебя что-то под шапкой? Сказать что-то хочешь? Надо будет — и 45 миллионов найду.

— О чём вы никогда ни за какие деньги не снимете кино?

— Нельзя зарекаться. Но уверен, у меня не будет в фильме мата, хотя я матерщинник. Герои не будут убивать в реальном времени животных, как сжигали корову у Андрея Арсеньевича. И мне не интересна тема наркомании. Она может быть затронута, но снимать

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы