Кеннеди или Шелл: кто мог разрушить легендарный брак Щедрина и Плисецкой?

Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Роберт Кеннеди, Мария Шелл. Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Роберт Кеннеди, Мария Шелл. Коллаж АиФ

Союз Майи Плисецкой и Родиона Щедрина стал творческим партнерством, но не безоблачным. Два ярких огня не могли гореть, не опаляя окружающее. Майи Михайловны нет с нами 10 лет, Родиона Константиновича 9 дней. Но интерес к их жизни и любви остается постоянным. Aif.ru вспомнил о романах, мнимых и реальных, которые завязывали на стороне две легенды своего времени — балерина и композитор.

Парила над сплетнями

Майе Плисецкой приписывали романы с блистательным Андреем Мироновым, коллегами Цивиным и Фадеечевым. А также с Робертом Кеннеди — братом президента США.

Согласно слухам, Роберт заинтересовался Майей, увидев её в «Лебедином озере», а узнав, что они родились в один день, решил, что это знак. «Между нами словно искра пробежала», — вспоминала потом Плисецкая. В то время она была на гастролях в Бостоне, и после выступления её ждал от Кеннеди подарок — букет цветов, корзина вина и дорогой браслет. Их следующая встреча состоялась в Нью-Йорке. Будучи сенатором, Роберт Кеннеди пригласил её на частную экскурсию по городу. Когда Плисецкая, как обычно, опоздала на полчаса, он не стал её упрекать. Вместо этого он подарил ей будильник от «Tiffany» — намёк, полный иронии и скрытой нежности.

Робертом Кеннеди. Робертом Кеннеди. Фото: Commons.wikimedia.org

Они долго прогуливались и затем обедали. Ирония судьбы заключалась в том, что этот роман, способный взорвать политические миры, оказался обречённым из-за языкового барьера. «Если бы Майя умела сказать хоть слово по-английски, всё могло бы сложиться иначе», — писали современники. Без переводчика их страсть оставалась безмолвной, выраженной лишь во взглядах и дорогих подарках, которые он регулярно отправлял при каждой возможности. Их видели ещё несколько раз, но всегда — под наблюдением третьих лиц, агентов и репортёров. Роман так и остался прекрасным, но нереализованным «что если?». Его прервала пуля в отеле «Амбассадор» в Лос-Анджелесе летом 1968 года. Весть об убийстве Роберта Кеннеди потрясла мир. В тот день Майя Плисецкая в Москве отменила запланированную репетицию. Внеся изменения в утверждённую программу, она вышла на сцену и исполнила своего «Умирающего лебедя».

Конечно, за её спиной сплетничали. Но она парила над сплетнями, считая их недостойными комментариев. А что же Родион Щедрин? Он лишь загадочно улыбался и отвечал так:

— У меня потрясающий вкус. Я понимаю мужчин, которые, увидев Майю, теряют голову. Я и сам когда-то потерял из-за неё рассудок!

Майя Плисецкая на лыжной прогулке. 1962 год.Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине Подробнее

Роман длиною в 11 лет

Интрижки меркли перед их союзом. Но однажды на их горизонте возникла женщина, которая задержалась на десятилетие. Это была звезда кино — австрийская оскароносная актриса Мария Шелл. Их познакомили общие друзья. Она не просто восхищалась Плисецкой — она боготворила её. А затем — полюбила её мужа. Её чувство переросло в вызов самой судьбе. Она ждала, что он однажды оставит Майю ради неё. Эта история любви напоминала сюжет самого пронзительного романа.

Как в экранизации Висконти «Белых ночей» Достоевского, где режиссёр вложил тоску по несбыточным мечтам в туманный Ливорно, так и в жизни Марии поселилась безнадежная надежда. Она, как та самая Наталья (Висконти переименовал главную героиню «Белых ночей», её сыграла Шелл) в исполнении себя самой, ночь за ночью ожидала обещанного возвращения своего возлюбленного.

Любовь к гениальному композитору сделала двух див соперницами, поставив их по разные стороны любовного треугольника. Прекрасная, богатая, знаменитая кинозвезда сражалась за своё женское счастье с отчаянием обречённой. Уверяя себя, что брак Плисецкой и Щедрина — лишь союз ради искусства.

В сознании зрителей и слушателей имена Щедрин и Плисецкая намертво сплелись. Так, что даже смерть их не разлучит. Был женат на «шпионке». Щедрин спас Плисецкую и прожил с ней 57 лет Подробнее

Мария, помогая им обоим, предоставила им крышу над головой в Мюнхене и студию для творчества, словно приближая к себе того, кто был для неё смыслом жизни. Она верила, что он выберет её. Говорят, он даже обещал ей это. В 1991 году он отправился в Испанию к жене для окончательной беседы.

А потом началось ожидание. Тяжёлое, изматывающее, наполненное верой. Каждый день она записывала в свой дневник одну и ту же спасительную аффирмацию: «Надо ждать, не падать духом, не терять оптимизма. Он вернётся».

Но он не вернулся. Родиона и Майю связывали 30 совместных балетов и десятилетия совместной жизни. Поэтому не было ни звонка, ни письма — лишь оглушительная, унизительная тишина. Говорят, что Плисецкая пригрозила Щедрину, что если он оставит её, его музыку не исполнит ни один театр мира. Как бы там ни было, надежда Марии Шелл, такая же хрупкая и искусственная, как декорации «Белых ночей» Висконти, рухнула, обнажив чёрную пустоту. Когда она поняла, что проиграла битву за Родиона, жизнь в одночасье лишилась красок и смысла.

Тогда она решила покинуть этот мир и выпила все снотворные таблетки, которые нашла в доме. Тишина в её квартире длилась два дня. Когда друзья взломали дверь, её жизнь висела на волоске. Десять дней комы, годы мучительной реабилитации… и пожизненный надзор со стороны психологов, чтобы она не повторила прежнюю ошибку.

Мария Шелл и Марчелло Мастроянни в фильме «Белые ночи», 1957.Мария Шелл и Марчелло Мастроянни в фильме «Белые ночи», 1957.

«Слишком щедра»

Шелл дожила до 79 лет, ушла из жизни в 2005-м. В мемуарах она лишь упомянула о романе с русским композитором, умолчав о трагедии, разыгравшейся в её финале.

Мария Шелл была сестрой режиссёра и продюсера Максимилиана Шелла — мужа Натальи Андрейченко. Так вот, известная актриса, легендарная Мэри Поппинс из любимого советского фильма, в интервью «Каравану историй» признавалась, что если бы Маша открылась ей, она бы предложила ей такой совет: «Даже не надейся, лучше сама отойди. Эта женщина во многом сделала этого мужчину. Какие бы романы на стороне у обоих ни случались, он никогда не оставит жену».

Максимилиан Шелл позже снял документальный фильм «Моя сестра Мария». В нём ей задали вопрос, на который женщина ответила с пронзительной простотой:

— Вы больше не виделись?

— Никогда. Он даже не позвонил.

А что же Майя Плисецкая? В своих мемуарах она заметила: «Мария была щедра. Слишком щедра».

Источник
Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы