Казнь Степана Разина: как Алексей Михайлович распорядился телом восставшего атамана
16 июня 1671 года на Болотной площади собралась вся столица. «Событие» было значительным — казнили бунтовщика Степана Разина. Как и всех предателей царя незнатного происхождения, его ожидало четвертование — последовательное отсечение конечностей, а затем и головы. Вместе с известным казаком был казнён и его брат Фрол, который на эшафоте проявил слабость и закричал: «Слово и дело государево!». Это фактически означало раскаяние и просьбу о помиловании. Стенька же зло бросил брату: «Молчи, собака!».
Мучительная казнь
Четвертование считалось одним из самых страшных наказаний на Руси. Его удостаивались злостные преступники — изменники и бунтари. Так, в годы правления Алексея Михайловича подверглись четвертованию только трое. Кроме Степана Разина это был Тимофей Анкудинов, выдававший себя за сына Василия Щуйского, и Семён Воробьёв, называвший себя сыном царя Алексея Михайловича от первого брака. Все трое покушались на царский трон, что в те времена считалось изменой Родине, и поэтому они заслуживали самого строгого наказания.
В руках опытного палача казнь превращалась в настоящую череду страданий для приговоренного. Палач, действуя максимально осторожно, растягивал экзекуцию на протяжении нескольких часов. При этом преступника постоянно окатывали водой, чтобы привести его в чувство и заставить испытывать невыносимую боль. Это служило демонстрацией тех мук, которые ожидали покусившегося на царскую власть. К слову, Емельян Пугачёв тоже был четвертован, но Екатерина II предоставила ему более лёгкую смерть — сначала ему отрубили голову.
Столичный оберег
Стенька не удостоился таких поблажек. Его разрубали буквально по кусочкам, наслаждаясь мучениями, которые он испытывал. Однако, по поверьям того времени, эти страдания были пустяками по сравнению с тем, что ожидало казнённого после смерти. Считалось, что четвертованные попадают в ад и не могут рассчитывать на прощение во время Страшного Суда. Сначала палач отсёк правую руку мятежнику по локоть, затем левую ногу — по колено. Именно в этот момент Фрол начал умолять о пощаде, а Степан произнёс свои последние слова, после чего палач быстро отрубил ему голову.
Но в выборе именно такого вида казни была и другая подоплека. Придворный маг царя Алексея советовал не просто наказать мятежника, а развесить части его тела по столице. Это должно было произвести эффект устрашения на народ, а также оградить столицу и самого царя от неприятностей. По свидетельствам очевидцев, останки мятежника провисели на колах напротив Кремля почти пять лет — до 1676 года. Вскоре после того, как их сняли по указу царя, Алексей Михайлович скоропостижно скончался.
Источник: russian7.ru