Как вернуть деньги за испорченный отпуск из-за БПЛА: советы юриста для туристов

Как вернуть деньги за испорченный отпуск из-за БПЛА: советы юриста для туристов0 Адвокат объяснила, как получить компенсацию, если отпуск оказался сорван из-за атак дронов.

Ночью один из ключевых курортов России, Сочи, оказался в центре воздушной тревоги. В небе над городом происходили взрывы дронов, срабатывала система противовоздушной обороны.

В Адлере произошёл пожар на нефтебазе, из-за чего местный аэропорт отменил множество рейсов.

По информации Минобороны, в ночь на 24 июля над Чёрным и Азовским морями, а также над Кубанью сбили 39 беспилотников. Из них 21 — над морем, 7 — над сушей.

Наиболее пострадали курортный Сочи и сопредельная федеральная территория Сириус. Туристы, оказавшиеся в центре событий, с беспокойством обсуждают: возможно ли требовать компенсацию у туристических компаний, если отпуск стал настоящим кошмаром?

И можно ли вернуть деньги, если вы не получили физического ущерба, но испытали сильный стресс?

«Форс-мажор не освобождает от ответственности»: разъясняет адвокат

Как уточняет управляющий партнёр Московской коллегии адвокатов, юрист Майя Шевцова, массовая атака БПЛА — это не только удар по инфраструктуре, но и важный юридический прецедент.

«Ситуация, которую пережил Сочи, — это правовой шок для туристической отрасли. Тысячи людей оказались в ситуации отменённых рейсов и неопределённости. И да, формально это можно отнести к форс-мажору, но это не освобождает компании от всех обязательств», — подчеркивает она.

Если ваш рейс отменён или существенно задержан, авиакомпания обязана вернуть полную стоимость билета или предложить альтернативные варианты.

Кроме того, при длительном ожидании пассажиры имеют право на бесплатные напитки, питание, а в случае необходимости — на проживание в гостинице.

Приобретали турпакет? Возврат возможен — и обязателен

Если вы оплачивали поездку через туроператора, ситуация становится ещё более ясной.

«Если турист не получил услугу — будь то трансфер, проживание или экскурсия — он имеет право требовать возврата средств за неоказанные услуги. Форс-мажор не отменяет действия закона о защите прав потребителей. Если из-за отмены рейса вы не смогли попасть в отель или не использовали часть оплаченного тура — это достаточное основание для возврата денег», — отмечает Шевцова.

При этом туристу не нужно ждать, пока ему предложат что-то взамен. Закон стоит на его стороне — если отдых не состоялся или был значительно испорчен, можно требовать возврата за конкретные, неоказанные части пакета.

Моральный вред и реальный стресс: когда можно требовать компенсацию

Что делать, если вы испытали сильное эмоциональное потрясение, но физически не пострадали?

«Испуг сам по себе — это не основание для иска. Но если у вас имеются медицинские документы, подтверждающие ухудшение состояния (справки от врача, психолога, рецепты, чеки за лечение), тогда возможно подать иск о компенсации морального вреда. Обычно суммы варьируются от 5 до 50 тысяч рублей, в зависимости от конкретных обстоятельств», — объясняет юрист.

Когда туроператор исчез, действовать нужно быстро

Наиболее тревожный сценарий — если компания, продавшая тур, просто исчезла, а её представители не выходят на связь, не оказывают поддержку и не объясняют, что делать.

В этом случае, помимо возврата стоимости самого тура, турист может требовать компенсацию реальных убытков.

Например:

  • покупка билетов домой за свой счёт;
  • экстренная аренда жилья;
  • питание и передвижение без помощи туркомпании.

Все расходы нужно подтверждать чеками и платежными документами — тогда их можно взыскать в судебном порядке.

Памятка туристу: что делать, если отпуск сорван

Сохраняйте документы. Билеты, ваучеры, чеки, бронь отеля, переписка с туроператором или авиакомпанией — всё это станет доказательством в суде. Делайте скриншоты, фиксируйте факты неисполнения обязательств.

Пишите претензию. Отправьте письменное обращение в адрес туроператора и/или авиакомпании. Лучше — заказным письмом с уведомлением. Также дублируйте по email.

Если не отвечают или отказывают — обращайтесь в Роспотребнадзор и суд. Или сразу — к адвокату, специализирующемуся на защите прав туристов.

Была медицинская помощь? Храните справки, назначения, чеки на лекарства — это может стать основанием для моральной компенсации.

Источник: topnews.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы