Как цифровые технологии трансформируют метро: виртуальные сервисы для удобства пассажиров

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 35. Фронтовой автобус 27/08/2025 Оплата проезда с использованием биометрии проста и удобна: достаточно улыбнуться – и проход открыт. Оплата проезда с использованием биометрии проста и удобна: достаточно улыбнуться – и проход открыт. ГУП «Московский метрополитен»

Как театр начинается с вешалки, так и метро начинается с турникета. В те времена (многие считают их благословенными, но это вопрос обсуждения), когда проезд стоил небольшую сумму, первое число каждого месяца могло вызвать шок у любого.

Многие вспоминали о необходимости приобрести проездной на новый месяц только на станции метро, увидев длинную очередь к кассам. Эта история про бабушку и Юрьев день повторялась ровно 12 раз в году. Но это было в прошлом.

Платите так, как удобно

Сегодня система продажи билетов в Москве является одной из самых современных в мире: в 2020 и 2021 годах она была удостоена главных премий Transport Ticketing Global и Transport Ticketing Award как лучшая «умная» система оплаты проезда. В дальнейшем билетные решения Московского транспорта получали главные призы на других международных и российских конкурсах.

Метрополитен является лидером по количеству способов оплаты проезда. Жители и гости столицы могут использовать:

  • карту «Тройка», включая виртуальную;
  • карту москвича;
  • банковскую карту;
  • систему быстрых платежей;
  • биометрию;
  • бумажные билеты, приобретенные в кассах и автоматах.

Сказка о «Тройке»

Карты «Тройка» начали действовать с 2 апреля 2013 года. За 12 лет их функциональные возможности значительно увеличились. Если изначально это были просто транспортные карты, то со временем появилась возможность использовать баланс билета «Кошелёк» не только в метро и автобусах.

Оплата «Тройкой» доступна на некоторых культурных объектах: в Московском зоопарке, для аренды велосипедов и самокатов, для посещения мероприятий в парке «Зарядье» и так далее.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, поскольку в столице разрабатываются инновационные цифровые решения для различных сфер жизни, они успешно применяются в других регионах – так, транспортная карта «Тройка» функционирует уже почти в 30 регионах страны.

Карта полностью производится в Москве, включая микрочипы. Кстати, она может быть не только пластиковым прямоугольником, но и брелоком, браслетом, кольцом…

В 2023 году Московский метрополитен стал первой российской организацией, которая приняла участие в тестировании совместно с Центробанком цифрового рубля. В будущем пассажиры смогут оплачивать проезд и другие услуги в городском транспорте с его помощью наряду с наличными и безналичными деньгами.

Оплата по лицу

В соответствии со Стратегией развития Московского транспорта, утверждённой мэром Сергеем Собяниным, продолжается развитие сервиса оплаты проезда по биометрии. На всех станциях метро он заработал в 2021 году. Для прохода через турникет уже не нужно иметь при себе карту, кошелёк или телефон. Система распознаёт лицо пассажира – и створки турникета открываются.

Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо зарегистрироваться в мобильном приложении «Метро Москвы», привязать фотографию своего лица, карту москвича или банковскую карту со средствами для оплаты проезда.

Оплатить проезд «по лицу» очень легко. Для этого достаточно встать на специальный черный стикер перед турникетом и посмотреть в установленную на нём камеру. Створки откроются, а средства за проезд будут списаны с привязанной банковской карты.

Сегодня каждый будний день самым инновационным и удобным способом оплаты пользуются более 170 тысяч раз, а в системе зарегистрировано почти 500 тысяч пользователей.

Москва – первый город в мире, который в таком масштабе и с таким удобством внедрил сервис оплаты проезда по распознаванию лица.

Благодаря развитию всех альтернативных способов доля безналичной оплаты в метро и на МЦК достигла 91,2%. По мере развития современных способов оплаты исчезли и очереди в кассы и к билетным автоматам.

Приложение помнит

Московское метро в самом начале своей работы 90 лет назад насчитывало 13 станций. К полувековому юбилею их стало уже 137. По воспоминаниям старожилов (если не врут, конечно), некоторые могли запомнить расположение каждой из них и построить любой маршрут с минимальным количеством пересадок.

На конец 2024 года Московский метрополитен (без учёта МЦК) состоял из 269 действующих станций. Естественно, запомнить расположение всех уже невозможно. Да и не нужно.

Мобильное приложение «Метро Москвы» начало работу в столице в 2017 году и стало незаменимым помощником пассажиров городского транспорта. Оно позволяет удобно строить маршрут в метро, на МЦК, МЦД и наземном транспорте с точным временем поездки. Кроме того, в приложении можно онлайн пополнить карту «Тройка».

В 2020 году «Метро Москвы» прошло значительное обновление. Появился личный кабинет, где можно привязать «Тройку», с 2023 года – карту москвича, а с 2024 года – банковскую карту. Это дало возможность пассажирам смотреть историю поездок в городском транспорте, в пару кликов приобретать билеты из действующего тарифного меню, настраивать автопополнение или переносить баланс и остаток поездок с одной «Тройки» на другую в случае потери карты.

С момента запуска количество скачиваний приложения «Метро Москвы» превысило 18 миллионов. Ежемесячно им пользуются более 3 миллионов пассажиров.

Александра, Александра…

Чат-бот «Александра» был запущен столичным метрополитеном в 2020 году.

С первого дня работы и до середины этого лета виртуальный помощник ответил более чем на 15 миллионов вопросов. Юбилейным стал вопрос о том, как перевозить в метро мопса. Александра справилась. Правильный ответ – в переноске.

Чаще всего чат-боту задают вопросы о тарифах и способах оплаты проезда и парковок, о поиске забытых вещей, расписании и маршрутах наземного транспорта, приложениях и сайтах Транспортного комплекса Москвы.

«В среднем в 2025 году к виртуальному помощнику обращаются более 500 тысяч раз в месяц, – пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. – Это на 25% больше, чем в 2024 году. Благодаря постепенному внедрению искусственного интеллекта чат-бот отвечает на большее количество вопросов разной степени сложности».

С прошлой недели с помощью чат-бота стало легко проверить статус транспортной карты. То есть узнать баланс и информацию о действующих билетах можно на популярных платформах виртуального помощника: в социальных сетях, мессенджерах, на сайте московского метро. Для использования сервиса карта должна быть привязана в личном кабинете приложения «Метро Москвы».

Достаточно обратиться к Александре с соответствующим запросом и указать номер телефона, к которому привязана «Тройка». После ввода проверочного кода, который придёт в виде SMS, вы увидите полный список всех своих привязанных карт с их текущим статусом.

С начала 2025 года нейросети помогают отвечать на вопросы пользователей. Благодаря этому автоматизация виртуального помощника к 2030 году достигнет 90%, и чат-бот будет обрабатывать более 1 миллиона обращений горожан в месяц. При этом сохранится возможность общения с оператором.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы