Еженедельник «Аргументы и Факты» № 35. Фронтовой автобус 27/08/2025 Увеличилось количество специализированных проверок и рейдов ГИБДД. www.globallookpress.com
В последние месяцы Госавтоинспекция существенно усилила контроль за техническим состоянием автомобилей: увеличилось количество специализированных проверок и рейдов. В результате этого количество штрафов за неисправности резко возросло.
Статистические данные
Согласно информации Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2024 году количество административных дел за управление автомобилями с неисправностями, запрещающими эксплуатацию, достигло рекордных 3 миллионов — это 16,6% от всех нарушений, зарегистрированных сотрудниками ГАИ. По сравнению с 2023 годом доля таких случаев увеличилась на 2%, или на 60 тысяч. Чаще всего нарушителями оказываются молодые люди в возрасте 20–29 лет — на них приходится 43% всех дел. Основные проблемы, которые сотрудники ДПС выявляют на дорогах, — это износ шин, неработающие фары и чрезмерная тонировка стекол.
Нажмите для увеличения
Также из материалов МВД видно, что неисправности оказывают прямое влияние на безопасность на дорогах. В 2024 году было зафиксировано 5004 ДТП с участием неисправных автомобилей — на 2,8% больше, чем в 2023-м. И число жертв в таких авариях увеличилось на 7,8%, достигнув 917 человек. Основными проблемами, о которых сообщают аналитики МВД, являются самовольные изменения в конструкции автомобиля (28% случаев), чрезмерная тонировка (16%) и использование различных шин на одной оси (15%). Однако неисправности тормозной системы, которых боятся многие водители, становятся причиной ДТП крайне редко — менее чем в 1% случаев.
Тем не менее доля ДТП, при которых зафиксированы технические неисправности транспортных средств (либо условия, вообще запрещающие их эксплуатацию), уже 15 лет как уменьшается — сейчас она составляет всего 3,8% (5000) от общего числа аварий. При этом неисправности автомобиля чаще всего не являются основной причиной ДТП, а занимают второе или третье место по значимости.Проверка слуха. Правда ли, что ГАИ усилит контроль за автомобилями старше 10 лет? Подробнее
Человеческий фактор
Первой причиной в большинстве случаев является знаменитый человеческий фактор. По статистике, 9 из 10 аварий происходят из-за нарушения Правил дорожного движения водителями. Среди них — превышение скорости, выезд на полосу встречного движения или простое «не справился с управлением». А всё остальное, включая техническое состояние автомобиля, характеризуется на административном языке как «сопутствующие условия». Это могут быть и скользкая дорога, и изношенные шины.
Конечно, наш автопарк старый (средний возраст легкового автомобиля — 15,5 года, грузового — 18,9 года), и из-за высоких цен на новые автомобили его возраст только увеличивается. Понятно, что такая техника требует постоянного обслуживания и ремонта, и это становится всё дороже (сравните цены на запчасти 5 лет назад и сейчас). Многие пытаются сэкономить, пренебрегая даже обязательными сервисными работами. Кроме того, существует прямая зависимость: с увеличением возраста техники возрастает и тяжесть последствий ДТП. У новых автомобилей больше систем безопасности, и они работают гораздо эффективнее.Цена вопроса. Названа сумма, которую россияне заплатят за техосмотр Подробнее
Тем не менее, проблема не только в старом парке, но и в мышлении некоторых владельцев автомобилей. В первую очередь это касается молодых водителей с уже довольно неплохим стажем вождения (7–8 лет), которые могут позволить себе выехать в плохую погоду на изношенных шинах и с неработающими фарами.
«Я ведь опытный, и в любой сложной ситуации найду выход». Увы, как показывает статистика, это далеко не всегда так.