АиФ Здоровье № 18. Рак желудка предотвратим. Какой анализ сдать 23/09/2025 До трёх лет речь развивается наиболее активно. В этот период необходимо выяснить причины, по которым может наблюдаться задержка. istockphoto.com
Ребёнку уже год, а он не издает ни звука. В два — ситуация та же. И даже в три он все ещё молчит. К кому обращаться: к неврологу, нейропсихологу, логопеду, остеопату? Давайте разберемся, что может быть причиной задержки речи и как помочь ребенку начать говорить.
Наш эксперт — нейропсихолог, психосоматолог, автор практических занятий и медитаций для детей Екатерина Тур.
Количество детей с нарушениями речевого развития растет с каждым годом. К сожалению, подобные проблемы являются следствием технического прогресса.
Почему молчим?
До трёх лет речь формируется наиболее быстро. Именно в этот период важно разобраться с причинами задержки.
Причина №1. Тревожная мама. Рано или поздно постоянные переживания матери начинают передаваться ребенку. А тревога — это стрессовый фактор, который препятствует развитию. Речь не является основным навыком для выживания. В результате стресс вызывает ряд психосоматических расстройств как у матери, так и у ребенка.
Что делать? Не водить малыша по неврологам, а маме обратиться к психотерапевту.
Молчуны. Врач Бережанский выделил 10 признаков задержки развития речи Подробнее
Причина №2. Телевизор, гаджеты. Доступность видео-контента с раннего возраста приводит к перегрузке психики ребенка. К тому же электронная информация воспринимается иначе, чем живая речь. Цифровой шум мозг не воспринимает. Без голоса, артикуляции, передачи эмоций и живого общения речь не может развиваться.
Что делать? Не спешите знакомить малышей с гаджетами. Но когда дети подрастут, оградить их от девайсов будет сложно. Поэтому не запрещайте, но контролируйте и ограничивайте. Малыш должен осознавать, что мультфильмы и компьютерные игры — это лишь «время для развлечений».
Причина №3. Отсутствие твердой пищи. Если ребенок не умеет жевать, значит, он не сможет говорить. Для формирования слов необходимо, чтобы развивались мышцы и связки во рту, а также хорошо работали язык и челюсти.
Что делать? После года не кормить малыша пюреобразной пищей.
Променять на смартфон. Эксперты отметили, что матери сами лишают детей речи Подробнее
Причина №4. Потакание невнятной речи. Ребёнок говорит: «Ака», а мама радуется и переводит: «Собака». Малыш говорит: «Би-би», а мама с удовольствием сообщает, что он увидел машину. Но переводить с детского на русский — это медвежья услуга. Так ребенок усвоит, что прилагать усилия не нужно, и не будет говорить.
Что делать? Набраться терпения и учить ребенка правильным словам.
Причина №5. Пассивный образ жизни. Важно, чтобы ребенок развивался физически. Ведь язык — это тоже мышца.
Что делать? Детям нужны прогулки, занятия спортом, танцы и другие активные виды деятельности. Также полезны массажи.
Причина №6. Гиперопека или давление. Чрезмерная опека и жалость к ребенку или, наоборот, принуждение к обучающим играм только мешают произвольному развитию нейронов мозга.
Что делать? Чтобы малыш, которому год-полтора, быстрее заговорил, играйте с ним как можно больше. Учёбы в его жизни еще будет предостаточно. Все занятия по развитию речи в этом возрасте проводите только в игровой форме с поощрением. И, конечно, перед началом занятий отключите все гаджеты. Играйте регулярно, лучше в специально отведённой зоне.
Всё молчит и молчит. Откуда у ребёнка задержка речи и что с ней делать? Подробнее
Учим играючи
Для развития речи отлично подходят простые игровые формы. Кстати, они не только помогают детям быстрее заговорить, но и снижают стресс у мамы. Во время таких занятий устанавливается эмоциональный контакт с ребенком.
►Игра в кубики, конструктор. Сначала мама называет цвета кубиков. Затем это делает ребенок. Далее усложняем игру: строим пирамидки из кубиков разных цветов и просим малыша рассказать, какой кубик на каком стоит (красный — на жёлтом, синий — на белом). В такой простой игре одновременно развиваются мелкая моторика и речевые центры.
Для развития речи хорошо работают простые игровые формы. Фото: istockphoto.com
►Массаж, пальчиковые игры. Не обязательно проходить курсы массажистов. Достаточно выполнять простые поглаживания, пальчиковые разминки. Главное — общаться в это время с ребенком. Например, можно описывать процесс: «Сгибаем ножки, ручки, гладим животик». Отлично работают простые четверостишия:
Мы играли, мы играли,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять играть начнём.
Апельсинка, апельсинка,
Почему ты жёлтой стала?
Потому что, потому что
Солнышке лежала.
Также можно петь веселые детские песенки, читать потешки. Речь мамы, подкрепленная тактильным и эмоциональным контактом, дает ребенку ощущение безопасности и стимулирует скачки в развитии.
Пальчиковые игры помогают в речевом развитии ребенка. Фото: istockphoto.com
Важно
Срочно обращайтесь к врачам (детскому неврологу, сурдологу, оториноларингологу, логопеду), если ребёнок:
- до года не подражает слогам и словам, и у него отсутствует лепет;
- к году не понимает мамину речь, не реагирует эмоционально на неё;
- старше года не имеет в лексиконе хотя бы 6–10 слов;
- не ориентируется в пространстве, не может найти
- источник звуков;
- к году плохо жуёт и глотает.
Провокация речи
Существуют различные игры, которые помогут разговорить молчуна. Вот некоторые из них.
►Непонятливая мама. Когда ребёнок переходит с указательных движений на произнесение слов, начните делать вид, что вдруг перестали понимать, когда он только показывает на предмет, не называя его. Но не сердитесь, а ласково говорите: «Не понимаю, что ты хочешь». И давайте малышу не то, на что тот указывал. Тут главное — терпение. Злиться могут оба. Особенно малыш, которого вдруг перестали понимать. А если вы начинаете «закипать» — повторяйте про себя как мантру, что вы сейчас развиваете кору головного мозга своего ребёнка. Контролируйте раздражительность.
Должен «рычать» к 6 годам. Логопед рассказала о речевых нарушениях у детей Подробнее
►Карточки с животными. Если ребенок уже кое-как произносит слова, но не связывает их в предложения, начните с простого — с карточек со зверюшками. Сначала вы их называете, потом просите это сделать кроху. Когда изучили все картинки, переходите к небольшой истории о каждом животном: «Верблюд живёт в пустыне, он умеет находить воду». Или: «Собака умеет лаять и вилять хвостиком, она добрая».
Следующий этап — спрашивайте у ребёнка, о ком он хотел бы послушать историю? Интересуйтесь, собачка злая или добрая? Где верблюд прячет водичку? Выводите его на диалог, инициируйте у него вопросы. Это упражнение развивает визуальные, речевые и эмоциональные центры.
►Иммерсивный театр. Чаще читайте малышу сказки, причём максимально эмоционально — изображая персонажей, подключая мимику, интерактивно включая ребёнка в процесс, как в театре. Артикуляция, выражение лица, жесты — всё это укрепляет и эмоциональный интеллект, и восприятие речи.
►«Что слышу, то пою». Точнее, о том и говорю. Во время прогулки не замолкайте, комментируйте всё, что видите и слышите. «Вот залаяла собачка, она вышла на прогулку, наверное, хочет поиграть в мячик». «Проехала машина, она может ездить быстро, а водитель должен соблюдать Правила дорожного движения» и т.д. Это очень хорошо помогает строить ассоциации, развивает логику, восприятие на слух и ориентацию в пространстве.
►Золушка. Ссыпьте в миску макароны, фасоль и крупу (гречку, рис, перловку). Задача — отделить одно от другого. Работайте вместе с малышом. При этом развлекайте его: читайте стишки, смешите, хвалите, пойте простые песни, которые можно выдумывать на ходу. Главное — не молчите и будьте на позитиве.