istockphoto.com
Управляющие компании могут не обратить внимания на устные просьбы и звонки в диспетчерскую, в отличие от письменных заявлений, которые станут более эффективным способом навести порядок в многоквартирном доме, отметил общественный деятель, эксперт в сфере ЖКХ Дмитрий Бондарь.
«Любую вашу проблему — будь то нерегулярная уборка в подъезде или холод в квартире, лучше фиксировать письменно, — уточнил эксперт. — Подавайте заявку через ГИС ЖКХ или мобильное приложение „Госуслуги Дом“. С этого момента у организации есть четко установленный срок на ответ — до десяти рабочих дней — и на устранение проблемы».
Вся переписка в системе сохраняется, создавая цифровую историю, которая может служить отличным доказательством в случае дальнейших разбирательств. Для решения 80% бытовых проблем подача жалобы через ГИС ЖКХ или региональные порталы является, возможно, самым быстрым и эффективным способом.Что должны делать управляющие компании во дворе, а что — жители? Подробнее
Если результата не достигнуто, следующим шагом станет жалоба в Государственную жилищную инспекцию. Это главный инструмент воздействия. У ГЖИ есть серьезные рычаги влияния: проведение проверок, выдача обязательных предписаний и накладывание штрафов. Для большинства ситуаций этого вполне достаточно.
Еще один эффективный метод — составление акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества. Этот документ дает возможность требовать перерасчета платежей. Например, если из крана поступает ржавая вода, в квартире холодно или не убираются общие зоны, собственник квартиры вправе вызвать представителя управляющей организации для составления такого акта. Если представитель не пришел, можно оформить этот документ самостоятельно — с двумя соседями и председателем совета дома. Этот акт служит официальным основанием для снижения платы за коммунальные услуги. Поскольку это напрямую касается финансов компании, такой подход может стать для них серьезным стимулом к действиям.
«Многие жильцы составляют акты, опираясь на свое представление, а не на официальные требования, — разъясняет эксперт. — При составлении документа важно строго следовать процедуре из раздела Х постановления правительства № 354. В противном случае в перерасчете могут отказать, и даже суд не окажет поддержку жильцу. Лучше всего ознакомиться с оригиналом правил и свериться с ними, так как законодательство может изменяться».«Многоэтажные проблемы». Почему жителей домов не устраивает работа УК? Подробнее
Однако обращение к главе государства с целью «приструнить» управляющую компанию не является мудрым решением.
«Представьте, что у вас в квартире порвало трубу, — сравнивает Бондарь. — Вы же не будете звонить министру МЧС? Вы позвоните в местную аварийную службу. Здесь действует тот же принцип. Ваше письмо не поступает напрямую к главе государства. Оно сначала попадает в администрацию президента, где его регистрируют и, согласно закону, направляют дальше по инстанциям. Жалоба о текущей крыше в Урюпинске будет отправлена из Москвы в правительство региона, а оттуда — в местную жилищную инспекцию. В результате через несколько недель ваша жалоба окажется там, куда следовало написать изначально. Вы просто теряете время, запуская долгий бюрократический процесс вместо оперативного решения на месте».
Писать обращение на самый верх имеет смысл, когда пройдены все этапы, а житель многоквартирного дома жалуется уже не на отдельную протечку труб, а на системное бездействие властей.