Как новые поправки в законе о туризме изменят раннее бронирование туров

Юристы дали комментарии по поводу опасений турагентов

Изменения в законодательстве о туризме могут повлиять на раннее бронирование туров Создано при помощи нейросети Kandinsky

Изъятие ответственности с туроператоров за неуплаченные туры делает туристов уязвимыми и может негативно сказаться на предварительных продажах туров. Такое мнение выразил один из представителей туристической отрасли. Редакция решила выяснить, насколько обоснованы эти опасения.

Согласно предлагаемым изменениям в «Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператор будет нести ответственность только после получения оплаты. «Ответственность туроператора за неоказанные или некорректно оказанные услуги туристу или заказчику наступает с момента, когда от турагента поступает полная оплата стоимости тура, если иное не предусмотрено договоренностью между туроператором и турагентом», – указано в проекте изменений.

По мнению представителей туроператорских компаний, данная норма может защитить их от недобросовестных турагентов, которые исчезают с деньгами клиентов. 

Тем не менее, как утверждает директор турагентства из Апатитов, участница «Редколлегии ТурДома В2В» Оксана Антохина, туроператорам следует более внимательно оценить возможные последствия. Если изменения вступят в силу, туристы могут потерять интерес к предварительным бронированиям, так как частичная предоплата станет менее привлекательной. 

«Отсутствие ответственности у туроператора до получения оплаты позволяет ему отменять или изменять тур, даже если внесена предоплата», – считает турагент Оксана Антохина. Она предполагает, что туроператоры будут активно использовать эту возможность: «Сейчас наблюдается беспорядок с турами, когда туроператоры предлагают больше рейсов, чем могут обеспечить, клиенты платят, а затем начинаются отмены и изменения, часто с доплатами. Односторонние изменения договора туроператором не допустимы по закону, но практика показывает, что это происходит, что только усугубляет ситуацию».

В конечном итоге туристы могут оказаться в сложной ситуации, что может подтолкнуть их к обращению к маркетплейсам и самостоятельным бронированиям, что сопряжено с определенными рисками – в случае проблем некому будет помочь. 

Тем не менее, основатель юридического агентства «Персона Грата» и вице-президент РСТ Георгий Мохов считает, что опасения турагентов преувеличены. «Вопрос касается обязательств туроператора предоставить услуги, не более того. Если туры аннулируются, он обязан вернуть деньги», – отметил юрист, добавив, что условия раннего бронирования могут быть прописаны в договоре между туроператором и турагентом. 

Что касается возможности туроператоров изменять условия благодаря перераспределению ответственности, то вряд ли это сильно изменит ситуацию. Даже сейчас, как признаются представители рынка, у некоторых крупных туроператоров есть пункт в договорах, согласно которому их ответственность наступает только после полной оплаты. Кроме того, туроператоры, как и турагенты, заинтересованы в продажах по предварительным бронированиям, поэтому не станут препятствовать этой практике. Главное для туроператоров – не оказаться крайними в случае судебных разбирательств с недобросовестными турагентами. «Нет причин для паники. Поправки касаются недобросовестных турагентов и мошенников. Закон направлен на защиту честных участников рынка от недобросовестных – тех, кто, заключив формальный договор, идет на обман», — подчеркнул глава туроператора «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов.

Кроме того, ситуация может измениться – текущая версия изменений в закон о туризме не является окончательной. Вероятно, она будет дорабатываться с учетом интересов всех участников рынка. Например, формулировка о наступлении ответственности туроператора только после полной оплаты не удовлетворяет Альянс туристических агентств, как отметила юрист АТА Мария Чапиковская: поскольку это может привести к негативным последствиям для турагентов – если тур еще не полностью оплачен, а что-то случается (например, страховой случай), ответственность туроператора еще не наступила.

Эксперты выделяют еще один аспект. Сложившаяся ситуация, когда обсуждаемые поправки Минэкономразвития вызвали бурные дискуссии и различные интерпретации, создала очередной «водораздел» между туроператорами и турагентами и подчеркивает важность диалога между всеми заинтересованными сторонами, а также встреч и конференций на нейтральных площадках. Это помогает сократить количество вопросов и разногласий между участниками рынка.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы