freepik.com
Цены на продукты после понижения ключевой ставки Центробанка возрастут, но это произойдет не сразу, отмечают опрошенные aif.ru специалисты. Поэтому ближайшие дни нам не придется платить больше за обычный ассортимент товаров, однако в дальнейшем эффект от сниженной ставки может стать заметным.
В пятницу, 12 сентября, Банк России понизил ключевую ставку с 18% до 17%, хотя многие эксперты рассчитывали на уровень в 16%. Как сообщила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, при принятии решения более радикальные варианты даже не рассматривались, финансисты выбирали между минимальным понижением и сохранением текущего уровня ставки. Основная причина — сдерживание инфляции.
«Ставка ЦБ — это лишь один из факторов, влияющих на розничные цены, причем она отражается только в долгосрочной перспективе, — пояснил глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — От нее зависит величина себестоимости производства, изменение которой со временем может быть видно в ценах в магазинах».
Ключевая ставка — это минимальный процент, под который Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам, которые затем выдают кредиты под свои процентные ставки, превышающие ставку ЦБ. С осени 2024 года ставка находилась на уровне 21%. Летом 2025 года ее снизили сначала до 20%, а затем до 18%.
Рублевая опора. Как снижение ключевой ставки отразится на курсе валют Подробнее
«Цены все же вырастут из-за понижения ставки на 1%, но это будет незначительно, — успокаивает доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве РФ Ольга Жильцова. — Этот процесс затронет как продукты питания, так и товары длительного пользования. Однако заметить его сразу будет довольно сложно».
Тем не менее, сам факт снижения ключевой ставки, даже на минимальный 1%, эксперты рассматривают как положительный момент. Экономика испытывает трудности из-за высоких кредитов, и постепенное смягчение денежно-кредитной политики государства внушает надежду на то, что вести бизнес в стране станет проще. Это приведет к увеличению отечественного производства и усилению конкуренции среди производителей, что в конечном итоге должно способствовать сдерживанию роста цен.