istockphoto.com
Поддержка идеи обучения детей школьного возраста грамотному и этичному применению искусственного интеллекта составила 71% среди россиян. Эти данные были представлены в рамках опроса, который провели специалисты ВТБ. Опрос проходил в августе и охватил полторы тысячи респондентов в возрасте от 18 до 65 лет.
По мнению участников исследования, использование ИИ в образовательном процессе способствует формированию у школьников современных навыков: цифровой грамотности, способности анализировать и обобщать информацию, а также таких качеств, как ответственность за результат и критическое мышление.
Только 6% опрошенных считают, что школьники могут самостоятельно изучать взаимодействие с искусственным интеллектом, но общего мнения о том, как должно проходить обучение работе с ИИ в учебных заведениях, не существует. Более трети респондентов (34%) полагают, что изучение должно быть встроено в существующие предметы, четверть (24%) выступает за введение отдельной дисциплины, а 22% поддерживают формат факультативных занятий.
Наиболее перспективным направлением применения искусственного интеллекта в школах россияне считают автоматизацию рутинных задач для учителей — таковой вариант отметили 42% опрошенных. Среди других направлений: помощь ученикам в поиске информации (41%), создание интерактивных уроков и образовательных игр (40%). 36% респондентов поддержали возможность использования ИИ для анализа успеваемости учащихся, 34% — в качестве «цифрового репетитора», а 33% — для проверки домашних заданий и контрольных работ. 16% участников исследования считают, что ИИ в школьной системе лучше не применять.
Практически половина россиян (46%) положительно относится к использованию искусственного интеллекта при выполнении домашних заданий школьниками. 22% уверены, что применение ИИ может помешать развитию навыков и самостоятельности, в то время как 23% считают, что все зависит от подхода к его использованию.
Большинство респондентов подчеркивают важность не только самого обучения, но и формирования культуры ответственного использования технологий. 83% россиян считают важным, чтобы в школах детям объясняли правила безопасного обращения с искусственным интеллектом и защиты личных данных.
«Наш опрос показал, что ИИ воспринимается обществом как практический инструмент, включая и сферу образования. Он может снизить рутинную нагрузку на педагогов, помочь детям в учебе и сделать уроки более увлекательными. Пользователи ожидают, что наряду с новыми возможностями будет формироваться культура ответственного использования ИИ. Развитие технологий должно продвигаться так, чтобы приносить реальную пользу и соответствовать общественным запросам в области безопасности», — отметил Максим Коновалихин, старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента анализа данных и моделирования.