Еженедельник «Аргументы и Факты» № 37. Укрощение огня 10/09/2025 Важные нововведения в практических занятиях касаются увеличения числа часов, отведённых для вождения / Андрей Любимов / АГН Москва
Насколько я помню, реформа автомобильного обучения в автошколах началась в 2014 году — и с тех пор продолжается. Правила (иногда значительно, иногда менее) меняются чуть ли не каждый год; новые положения вступят в силу с марта 2026 года. Министр просвещения подписал обновлённую версию «примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».
Во-первых, вводятся требования к дистанционному обучению. Эта практика появилась в 2020 году, когда мы все были вынуждены уйти на карантин. Казалось бы, удобно изучать теоретические дисциплины дома, не отрываясь от компьютера. Но на практике каков контроль? Результаты налицо: если десять лет назад теорию с первого раза сдавали почти 90%, то сейчас этот показатель не превышает одной трети. Теперь автошколы смогут проводить теоретическое обучение дистанционно, но только с использованием специального программного обеспечения, которое будет отслеживать посещаемость и успеваемость студентов, а также обеспечивать возможность обратной связи. Неясно, как действовать в той или иной ситуации? Спроси у преподавателя, он объяснит… Кроме того, у каждого студента будет «цифровое портфолио» (то есть все его работы будут храниться в электронном виде). При этом дистанционное обучение будет правом, а не обязанностью: автошколы могут продолжать обучать теории традиционным образом, очно. И в любом случае примерно треть теоретических занятий должна всё-таки проходить в классе.
Нажмите для увеличения
Во-вторых, будет возможность проходить занятия по вождению не только в автошколе, но и на автопредприятиях, в автобусных и таксомоторных парках, транспортных компаниях (при условии, что они получат соответствующую лицензию). Это даст будущим водителям шанс лучше понять особенности управления автомобилем, на котором предстоит работать, узнать дополнительные нюансы. Чаще всего такое обучение будет бесплатным в обмен на обязательство отработать определённое время на данном автопредприятии.
В-третьих, есть хорошая новость для тех, кто уже имеет водительское удостоверение, но хочет получить ещё одну категорию. Например, получить права категории D для управления автобусом, если у вас уже есть B (по новой редакции закона «О безопасности дорожного движения» необходимо иметь стаж по категориям B или C не менее трёх лет). В настоящее время кандидату нужно повторно проходить полный теоретический курс, включая Правила дорожного движения, оказание первой медицинской помощи и так далее. Хотя эти предметы он уже изучал ранее! Так вот, начиная с весны следующего года это будет считаться переподготовкой, и не придется заново изучать уже пройденное. Кандидату достаточно будет прослушать только курс лекций, касающихся особенностей управления соответствующим видом транспорта. Экзамен по теории, однако, всё равно придётся сдавать, но только по билетам, относящимся к новой категории. Так что освежить знания ПДД всё же придётся…Больше практики. Как будут учить будущих водителей Подробнее
Кроме того, в теоретической части появятся новые темы, касающиеся правил оформления электронных документов, использования светоотражающих жилетов, СИМ, современных электронных помощников водителя… Особое внимание будет уделено вопросам безопасности при перевозке детей.
Также есть небольшие, но важные изменения в практических занятиях. Немного увеличивается количество часов, отведённых для вождения. Например, для категории B (легковые автомобили) количество часов увеличивается с 56 до 58 для обучения на «механике» и с 54 до 56 для тех, кто выбрал «автомат».
В общем, изменений так много, что Министерство просвещения решило отложить срок вступления этих изменений в силу на полгода (изначально это должно было произойти с 1 сентября).
И в завершение, для информации, приведу несколько интересных цифр. На конец 2024 года в России действовало более 7,5 тысячи автошкол. И в прошлом году, по данным МВД, было выдано 1,34 миллиона новых водительских прав (на 2% меньше, чем в 2023 году). Наиболее популярные категории — B (легковые автомобили; выдано более 1 миллиона удостоверений), C (грузовые автомобили; 123 тысячи) и A (мотоциклы; 83,4 тысячи).Кто может отучиться на права за счёт государства? Подробнее
Чем опасна «иранская тонировка»?
«Иранская тонировка» представляет собой съёмные рулонные шторки, которые крепятся с помощью обычных присосок внутри салона. Их можно выдвинуть и свернуть в любое удобное время за 5–10 секунд. Обычно шторки устанавливаются на лобовое и боковые стёкла автомобиля. Стандартный уровень затемнения — 10–15%. По одной из версий, своё название эти солнцезащитные шторки получили за сходство их свойств с плёнками, которые используют автомобилисты Ирана. Изначально они стали популярны у дальнобойщиков, которые крепили их на окна во время отдыха. Со временем их начали использовать и на окнах легковых автомобилей.
По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, подобные устройства — это очередной способ обойти закон.
«Это крайне негативно сказывается на безопасности дорожного движения: резко ухудшает видимость на дороге у водителя и его способность адекватно реагировать на вызовы, включая, например, замечание электросамокатчиков, пешеходов и так далее, особенно в темное время суток», — пояснил Шапарин.Проблема на двух колесах. Как бороться с «летающими» электросамокатами? Подробнее
НАС направил в МВД инициативу с просьбой признать «иранскую тонировку» незаконной и наказывать за её использование по увеличенному тарифу. За первое нарушение предлагается штрафовать не менее 5 тысяч рублей, за повторное — не менее 15 тысяч.