История польского антироссийского активиста с кличкой Медвежонок: жертва репрессий

Леопольд Окулицкий, последний командующий Армией Крайовой. Леопольд Окулицкий, последний командующий Армией Крайовой. Commons.wikimedia.org

В последние годы существования Советского Союза наблюдался бесконечный парад покаяния за все и вся. В частности, в СССР осудили Договор о ненападении, подписанный с Германией в 1939 году.

«За отсутствием состава преступления»

Хотя этот договор не имел принципиальных отличий от соглашений, заключенных другими европейскими державами с Германией в 1930-х, именно пакт Молотова-Риббентропа до сих пор служит упреком для нас.

Российско-польские отношения стоят особняком. И дело не только в печально известной Катыни. 19 апреля 1990 года Пленум Верховного суда СССР отменил приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 21 июня 1945 года по «Процессу шестнадцати» и прекратил дело осужденных за отсутствием состава преступления.

Это решение дало возможность постсоветским польским властям возвысить тех, кто был осужден на этом процессе, до уровня героев. Между тем, речь идет о поляках, которые стреляли в спину советским солдатам.История польского антироссийского активиста с кличкой Медвежонок: жертва репрессийЧто за документы о преступлениях польских боевиков в ВОВ рассекретила ФСБ? Подробнее

Особое мнение писателя Богомолова

Знаменитый роман Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого…» не публиковался в Польше даже в социалистические времена. Причина в том, что автор ясно дал понять, что действия польского подполья на территории Белоруссии и Литвы, которые уже были освобождены Красной Армией, были враждебными.

Своему герою, лейтенанту Таманцеву, Богомолов вложил такие размышления: «С утра у меня было жуткое, прямо-таки похоронное настроение — в этом лесу убили Лешку Басоса, моего самого близкого друга и, наверное, лучшего парня на земле. И хотя погиб он недели три назад, я весь день невольно думал о нем. Я находился тогда на задании, а когда вернулся, его уже похоронили. Мне рассказали, что на теле было множество ран и тяжелые ожоги — перед смертью его, раненого, крепко пытали, видимо, стараясь что-то выведать, кололи ножами, прижигали ступни, грудь и лицо. А затем добили двумя выстрелами в затылок».

Кто занимался такими жестокими вещами в советском тылу в 1944 году, как раз упоминалось в материалах «Процесса шестнадцати»: «В результате террористической деятельности АК-NIE в период с 28 июля по 31 декабря 1944 года было убито 277 и тяжело ранено 94, а в период с 1 января по 30 мая 1945 года убито 314 и тяжело ранено 125 солдат и офицеров Красной Армии».

Похождения Леопольда

АК — Армия Крайова — это подпольная польская организация, ориентировавшаяся на правительство Польши в изгнании, находившееся в Лондоне. Именно представителей руководящих структур, действовавших против СССР, судили на «Процессе шестнадцати».Русский солдат идет по разрушенным улицам освобожденной Познани. 24.02.1945Бесславные шляхтичи. Как Польша показывала военный гонор во Второй Мировой Подробнее

Это произошло уже после освобождения Польши советскими войсками и созданного в СССР Войска Польского, когда переговоры стран антигитлеровской коалиции признали новую реальность, в которой Варшава оказалась в сфере интересов Советского Союза.

Главным подсудимым на этом процессе был последний командующий Армией Крайовой Леопольд Окулицкий. Этот генерал с подпольным прозвищем Медвежонок имел внушительный опыт войны с русскими. Уже в 17 лет он поступил на службу в армию Австро-Венгрии, участвуя в боях Первой Мировой. Затем Окулицкий воевал против Красной Армии во время советско-польской войны, командуя гарнизонами в оккупированной поляками Западной Белоруссии.

«Будет Польша красной — хорошо, пусть будет. Лишь бы только была»

Во второй половине 1930-х годов Окулицкий, достигший звания полковника, в период тесной дружбы Варшавы и Берлина занимался в польском Генштабе подготовкой плана «Восток» — подготовки войны против Советского Союза.

Однако в сентябре 1939 года все пошло не так. После поражения польской армии Окулицкий ушел в подполье и действовал в основном против СССР, а не Германии. Весной 1941 года советская контрразведка задержала Медвежонка на Западной Украине.

Там Окулицкий проявил политическую гибкость, сообщив, что его подпольная сеть может работать не только против русских, но и против немцев. В целом, он не против изменений в Польше: «Будет Польша красной — хорошо, пусть будет. Лишь бы только была. Впрочем, это положительно скажется на ней. Освободит и раскроет новые, неведомые до сих пор силы народа».Тадеуш Коморовский и обергруппенфюрер СС Эрих фон дем Бах.Храбрость через 70 лет. Что на самом деле показала Польша во Второй Мировой Подробнее

После нападения Германии на СССР и создания антигитлеровского блока, в который вошло правительство Польши в Лондоне в качестве британского сателлита, Окулицкий был освобожден. Он стал начальником штаба печально известной польской «армии Андерса», которая фактически дезертировала из СССР накануне битвы под Сталинградом.

Они стреляют в спину

Окулицкий переехал в Лондон, откуда в 1944 году был направлен для конспиративной работы в Польшу. Здесь Медвежонок вновь проявил свои способности. Он возглавил организацию NIE, созданную для ведения подпольно-диверсионной деятельности на территориях, освобожденных Красной Армией.

Следует напомнить, что польское правительство в Лондоне отказывалось признавать «линию Керзона» и настаивало на том, что Западная Украина и Западная Белоруссия должны принадлежать Варшаве. NIE должна была вооруженным путем отстаивать польские права.

На суде Медвежонок и другие поляки утверждали, что их планы так и остались на бумаге, и их действия не переходили в активную фазу. Окулицкий заявил, что Армия Крайова была официально распущена в январе 1945 года. Однако вот какую директиву он тогда выпустил: «Развивающееся советское наступление в скором времени может привести к занятию Красной Армией всей территории Польши, что на самом деле означает смену немецкой оккупации советской… Война, навязанная Польше в 1939 году, не закончится победой Советов. Она закончится лишь тогда, когда мы достигнем своей цели».

Согласитесь, это не похоже на признание новой реальности. С лондонскими поляками устали возиться и Рузвельт с Черчиллем, которые фактически дали понять, что закроют глаза на действия товарища Сталина в отношении особенно буйных.Освобождение Польши, 1944 г.Упрямство — привилегия ослов. Как проводили границу между Польшей и СССР Подробнее

Генерал мечтал о новой войне Европы против русских

Окулицкий, как и другие подсудимые, пытались доказать, что их действия по диверсиям и убийствам военнослужащих Красной Армии были не их инициативой, а результатом низовых структур. Однако факты свидетельствуют о том, что разгром руководства АK и NIE положил конец масштабному польскому терроризму в Белоруссии, Украине и Литве.

Что бы произошло, если бы Медвежонок продолжал действовать? Вот его директива весны 1945 года, когда советские войска готовились к штурму Берлина: «В случае победы СССР над Германией это угрожает не только интересам Британии в Европе, но вся Европа будет в страхе… Учитывая свои интересы в Европе, британцы должны будут приступить к мобилизации сил Европы против СССР. Очевидно, что мы окажемся в первых рядах этого европейского антисоветского блока; и невозможно представить этот блок без участия Германии, контролируемой британцами».

И что, по вашему мнению, должен был делать Советский Союз с Окулицким и ему подобными? Сидеть и ждать, пока они организуют новую полномасштабную войну?

Писал Сталину, умер в тюрьме

В обвинительном заключении на Медвежонка указывалось, что он и его подчиненные «руководили подрывной деятельностью созданных ими подпольных организаций, направляли её на совершение террористических актов против бойцов и офицеров Красной Армии, диверсий на коммуникациях Красной Армии, неся таким образом всю моральную и политическую ответственность за диверсии и за террористические акты, совершенные в тылу Красной Армии».Министр иностранных дел Польши Юзеф Бек с визитом у рейхсканцлера Германии Адольфа Гитлера в его резиденции Оберхоф, 1939 г.Варшавские подельники Гитлера. О чем не вспомнят в Польше осенью 2019 года Подробнее

За эти преступления Окулицкому назначили десять лет лишения свободы. И первое, что он сделал после вынесения приговора, — начал писать письма Сталину с предложением о сотрудничестве. На которые ответа не последовало. И в этом нет ничего странного, учитывая, как ему поверили в 1941-м, и что произошло дальше — повторять свои ошибки было бы непростительно.

На родину Окулицкий не вернулся. Согласно официальной версии, в декабре 1946 года он скончался в тюрьме от сердечного приступа. Однако поляки настаивают на более героической версии — что Медвежонка тайно расстреляли.

Понимание Пилсудского и его сторонников можно объяснить. Однако совершенно непонятно, почему мы, пережившие перестройку, перевели откровенного и убежденного врага в разряд «жертвы репрессий».

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы