Леопольд Окулицкий, последний командующий Армией Крайовой. Commons.wikimedia.org
В последние годы существования Советского Союза наблюдался бесконечный парад покаяния за все и вся. В частности, в СССР осудили Договор о ненападении, подписанный с Германией в 1939 году.
«За отсутствием состава преступления»
Хотя этот договор не имел принципиальных отличий от соглашений, заключенных другими европейскими державами с Германией в 1930-х, именно пакт Молотова-Риббентропа до сих пор служит упреком для нас.
Российско-польские отношения стоят особняком. И дело не только в печально известной Катыни. 19 апреля 1990 года Пленум Верховного суда СССР отменил приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 21 июня 1945 года по «Процессу шестнадцати» и прекратил дело осужденных за отсутствием состава преступления.
Это решение дало возможность постсоветским польским властям возвысить тех, кто был осужден на этом процессе, до уровня героев. Между тем, речь идет о поляках, которые стреляли в спину советским солдатам.Что за документы о преступлениях польских боевиков в ВОВ рассекретила ФСБ? Подробнее
Особое мнение писателя Богомолова
Знаменитый роман Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого…» не публиковался в Польше даже в социалистические времена. Причина в том, что автор ясно дал понять, что действия польского подполья на территории Белоруссии и Литвы, которые уже были освобождены Красной Армией, были враждебными.
Своему герою, лейтенанту Таманцеву, Богомолов вложил такие размышления: «С утра у меня было жуткое, прямо-таки похоронное настроение — в этом лесу убили Лешку Басоса, моего самого близкого друга и, наверное, лучшего парня на земле. И хотя погиб он недели три назад, я весь день невольно думал о нем. Я находился тогда на задании, а когда вернулся, его уже похоронили. Мне рассказали, что на теле было множество ран и тяжелые ожоги — перед смертью его, раненого, крепко пытали, видимо, стараясь что-то выведать, кололи ножами, прижигали ступни, грудь и лицо. А затем добили двумя выстрелами в затылок».
Кто занимался такими жестокими вещами в советском тылу в 1944 году, как раз упоминалось в материалах «Процесса шестнадцати»: «В результате террористической деятельности АК-NIE в период с 28 июля по 31 декабря 1944 года было убито 277 и тяжело ранено 94, а в период с 1 января по 30 мая 1945 года убито 314 и тяжело ранено 125 солдат и офицеров Красной Армии».
Похождения Леопольда
АК — Армия Крайова — это подпольная польская организация, ориентировавшаяся на правительство Польши в изгнании, находившееся в Лондоне. Именно представителей руководящих структур, действовавших против СССР, судили на «Процессе шестнадцати».Бесславные шляхтичи. Как Польша показывала военный гонор во Второй Мировой Подробнее
Это произошло уже после освобождения Польши советскими войсками и созданного в СССР Войска Польского, когда переговоры стран антигитлеровской коалиции признали новую реальность, в которой Варшава оказалась в сфере интересов Советского Союза.
Главным подсудимым на этом процессе был последний командующий Армией Крайовой Леопольд Окулицкий. Этот генерал с подпольным прозвищем Медвежонок имел внушительный опыт войны с русскими. Уже в 17 лет он поступил на службу в армию Австро-Венгрии, участвуя в боях Первой Мировой. Затем Окулицкий воевал против Красной Армии во время советско-польской войны, командуя гарнизонами в оккупированной поляками Западной Белоруссии.
«Будет Польша красной — хорошо, пусть будет. Лишь бы только была»
Во второй половине 1930-х годов Окулицкий, достигший звания полковника, в период тесной дружбы Варшавы и Берлина занимался в польском Генштабе подготовкой плана «Восток» — подготовки войны против Советского Союза.
Однако в сентябре 1939 года все пошло не так. После поражения польской армии Окулицкий ушел в подполье и действовал в основном против СССР, а не Германии. Весной 1941 года советская контрразведка задержала Медвежонка на Западной Украине.
Там Окулицкий проявил политическую гибкость, сообщив, что его подпольная сеть может работать не только против русских, но и против немцев. В целом, он не против изменений в Польше: «Будет Польша красной — хорошо, пусть будет. Лишь бы только была. Впрочем, это положительно скажется на ней. Освободит и раскроет новые, неведомые до сих пор силы народа».Храбрость через 70 лет. Что на самом деле показала Польша во Второй Мировой Подробнее
После нападения Германии на СССР и создания антигитлеровского блока, в который вошло правительство Польши в Лондоне в качестве британского сателлита, Окулицкий был освобожден. Он стал начальником штаба печально известной польской «армии Андерса», которая фактически дезертировала из СССР накануне битвы под Сталинградом.
Они стреляют в спину
Окулицкий переехал в Лондон, откуда в 1944 году был направлен для конспиративной работы в Польшу. Здесь Медвежонок вновь проявил свои способности. Он возглавил организацию NIE, созданную для ведения подпольно-диверсионной деятельности на территориях, освобожденных Красной Армией.
Следует напомнить, что польское правительство в Лондоне отказывалось признавать «линию Керзона» и настаивало на том, что Западная Украина и Западная Белоруссия должны принадлежать Варшаве. NIE должна была вооруженным путем отстаивать польские права.
На суде Медвежонок и другие поляки утверждали, что их планы так и остались на бумаге, и их действия не переходили в активную фазу. Окулицкий заявил, что Армия Крайова была официально распущена в январе 1945 года. Однако вот какую директиву он тогда выпустил: «Развивающееся советское наступление в скором времени может привести к занятию Красной Армией всей территории Польши, что на самом деле означает смену немецкой оккупации советской… Война, навязанная Польше в 1939 году, не закончится победой Советов. Она закончится лишь тогда, когда мы достигнем своей цели».
Согласитесь, это не похоже на признание новой реальности. С лондонскими поляками устали возиться и Рузвельт с Черчиллем, которые фактически дали понять, что закроют глаза на действия товарища Сталина в отношении особенно буйных.Упрямство — привилегия ослов. Как проводили границу между Польшей и СССР Подробнее
Генерал мечтал о новой войне Европы против русских
Окулицкий, как и другие подсудимые, пытались доказать, что их действия по диверсиям и убийствам военнослужащих Красной Армии были не их инициативой, а результатом низовых структур. Однако факты свидетельствуют о том, что разгром руководства АK и NIE положил конец масштабному польскому терроризму в Белоруссии, Украине и Литве.
Что бы произошло, если бы Медвежонок продолжал действовать? Вот его директива весны 1945 года, когда советские войска готовились к штурму Берлина: «В случае победы СССР над Германией это угрожает не только интересам Британии в Европе, но вся Европа будет в страхе… Учитывая свои интересы в Европе, британцы должны будут приступить к мобилизации сил Европы против СССР. Очевидно, что мы окажемся в первых рядах этого европейского антисоветского блока; и невозможно представить этот блок без участия Германии, контролируемой британцами».
И что, по вашему мнению, должен был делать Советский Союз с Окулицким и ему подобными? Сидеть и ждать, пока они организуют новую полномасштабную войну?
Писал Сталину, умер в тюрьме
В обвинительном заключении на Медвежонка указывалось, что он и его подчиненные «руководили подрывной деятельностью созданных ими подпольных организаций, направляли её на совершение террористических актов против бойцов и офицеров Красной Армии, диверсий на коммуникациях Красной Армии, неся таким образом всю моральную и политическую ответственность за диверсии и за террористические акты, совершенные в тылу Красной Армии».Варшавские подельники Гитлера. О чем не вспомнят в Польше осенью 2019 года Подробнее
За эти преступления Окулицкому назначили десять лет лишения свободы. И первое, что он сделал после вынесения приговора, — начал писать письма Сталину с предложением о сотрудничестве. На которые ответа не последовало. И в этом нет ничего странного, учитывая, как ему поверили в 1941-м, и что произошло дальше — повторять свои ошибки было бы непростительно.
На родину Окулицкий не вернулся. Согласно официальной версии, в декабре 1946 года он скончался в тюрьме от сердечного приступа. Однако поляки настаивают на более героической версии — что Медвежонка тайно расстреляли.
Понимание Пилсудского и его сторонников можно объяснить. Однако совершенно непонятно, почему мы, пережившие перестройку, перевели откровенного и убежденного врага в разряд «жертвы репрессий».