Истинные причины присоединения Украины к России: анализ роли Богдана Хмельницкого

Зачем на самом деле Богдан Хмельницкий объединил Украину с Россией

Богдан Хмельницкий часто воспринимается как активный защитник русско-украинской унии. Однако исторические факты указывают на то, что для гетмана было важнее не столько выбор союзников, сколько противников.

Между поляком и евреем

Историкам известно очень мало о происхождении Богдана Хмельницкого. Можно с уверенностью утверждать только то, что предки будущего гетмана жили в западной части современных украинских земель.

Американо-канадский историк Роберт Магочий высказал предположение о белорусских корнях Богдана Хмельницкого; существует версия, что его отец Михаил Хмельницкий происходил из древнего молдавского рода Любленского воеводства, однако более распространена идея о польском происхождении Хмельницких.

По словам писателя Андрея Дикого, можно с уверенностью заявить, что Хмельницкий происходил из мелкой украинской шляхты, и для подтверждения своей теории автор указывает на его фамильный герб Абданк, который могли иметь лишь шляхтичи.

Тем не менее, некоторые историки считают это предположение слабым. Во-первых, фамилия Хмельницкий, по их мнению, никак не свидетельствует о благородном происхождении, а во-вторых, она отсутствует в списках шляхтичей.

Исследователь Ефим Макаровский указывает на судебный процесс Богдана Хмельницкого с его противником, подстаростой Чаплинским, который закончился для Хмельницкого безрезультатно, так как у него не было документов, подтверждающих его шляхетское происхождение.

Более смелое предположение о корнях Хмельницкого выдвинул украинский писатель Фома Падурра, который утверждал, что Богдан был сыном еврея-мясника из Хмельника, принявшего православие. Падурра опирается на одну заметку, сохранившуюся в архивах Шереметевых.

В пользу еврейского происхождения Богдана Хмельницкого может говорить его хорошее образование. Нет ничего удивительного в том, что сын богатого еврейского кабатчика-выкреста учился в иезуитском колледже Львова.

В дальнейшем войска, возглавляемые Хмельницким, жестоко преследовали иудеев. Однако, если поляков ожидала неминуемая гибель, то евреям предлагался выбор – принять христианство или погибнуть за свою веру. Более того, когда Хмельницкий узнал о резне евреев, он приказал запорожцам вернуться на место расправы, найти оставшихся в живых иудеев, перевязать им раны, накормить, одеть и сопроводить за пределы украинских земель.

На распутье

В 1648 году, когда Богдан Хмельницкий стал гетманом, к нему зачастили послы от крымского хана, молдавского господаря, семиградского князя и русского царя с предложениями о сотрудничестве. К гетману также прибыл константинопольский патриарх Паисий, который советовал ему отказаться от унии церкви и создать отдельное православное Русское княжество.

Тем не менее, Хмельницкий не спешил с принятием решений. Несмотря на конфликт с Речью Посполитой, он все еще надеялся на поддержку польского короля Владислава IV, в войске которого участвовал в походе на Москву в 1618 году.

Историк Ярослав Федорук отмечал, что главной целью Хмельницкого было объединение всех земель, населенных украинцами – казацкой Украины с Галицией, Волынью и Подольем. Для этого нужны были надежные союзники.

Первым шагом на этом пути была попытка заручиться поддержкой крымского хана, но тот оказался ненадежным союзником. Когда Ислам III Гирей осенью 1654 года заключил союз с Польшей, Хмельницкий изменил свои приоритеты.

Историки утверждают о планировавшемся союзе Хмельницкого со Швецией, однако в конечном итоге было решено направить два посольства – к турецкому султану и русскому царю. Историк Тарас Чухлиб подчеркивает, что в данном случае речь шла о политике поливассалитета, целью которой была победа над Речью Посполитой и дальнейшее распространение казачества на этнографические украинские земли.

Выбор сделан

8 января 1654 года в Переславле была проведена рада, на которой по инициативе Хмельницкого было принято историческое решение о объединении территории Войска Запорожского с Московским царством, закрепленное присягой на верность русскому монарху.

Присутствовавший на раде русский посланник Василий Бутурлин в статейном списке царю сообщал, что рада была многолюдной. По спискам Бутурлина, присягу принесли 284 человека. Однако историки отмечают, что далеко не все полковники прибыли на раду, и говорить о единодушной поддержке казачества унии с Москвой неправомерно. Существует также мнение, что и сам Хмельницкий не придавал этому событию особого значения.

Известно, что против союза с Москвой выступали украинские церковники. Киевский митрополит Сильвестр Косов и киево-печерский архимандрит Иосиф Тризна видели в этом ущемление статуса Украинской церкви как митрополии Константинопольского патриархата. Их опасения подтвердились, когда в 1686 году Украинская церковь была подчинена Московскому патриархату.

В то же время греческие духовные лица поддерживали заключение соглашения Гетманщины с Московским царством, поскольку были заинтересованы в продолжении борьбы украинского казачества с католической Польшей. Иерусалимский патриарх Паисий, посетивший Киев в конце 1648 – начале 1649 года, установил тесные контакты с Богданом Хмельницким и способствовал переговорам между гетманом и московским правительством.

Заключенный под лозунгом «навеки вместе» союз между Россией и Украиной был, по сути, браком по расчету. «Переяславская рада стала результатом войн, интриг и торговли, а не призывом казачьей души», – писал историк Игорь Ходаков.

Сам Богдан Хмельницкий, похоже, не воспринимал отношения с Москвой как долгосрочные: воспользовавшись поддержкой сильного соседа, он намеревался в дальнейшем выстраивать свою собственную независимую политику. Однако русские правители имели иное мнение: год за годом Украина все больше подчинялась Москве, пока с приходом Петра I не утратила полностью свою самостоятельность

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы