Худшая похоронная примета русских: причины, почему нельзя ронять гроб и что это означает

Худшая похоронная примета русских: почему нельзя ронять гроб

Похороны представляют собой уникальную церемонию, наполненную множеством различных примет и суеверий. С древних времен жители Руси считали, что семье усопшего угрожают новые потери, если что-то идет не по плану в день похорон. Даже случайное падение гроба на пути к кладбищу воспринималось как плохая примета. Тем не менее, существовал способ смягчить воздействие этого дурного знака, которому следуют и сегодня суеверные люди.

Не обидеть покойника

Люди Древней Руси верили, что покойный обращает внимание на то, как проходят его похороны. Они были убеждены, что душа умершего наблюдает за всем, что происходит после его смерти. Поэтому во время похорон строго запрещалось обижать родственника, уходящего в загробный мир. Если гроб падал, разгневанный мертвец мог забрать с собой кого-то из живых членов семьи.

В день похорон скорбящая семья старалась противодействовать негативному влиянию смерти и защитить себя от «возвращающегося покойника», который мог навредить живым.

«Часто возвращение покойника объяснялось его обидой на живых (он мог мстить за обиду, причинённую ему при жизни или после смерти). Жители деревень и сел с большим уважением относились к умершим, предкам и родственникам, стараясь избегать их посещений, не связанных с поминальными днями. Для этого в домах, где проявлялись умершие, проводились молебны, все помещение освящалось святой водой, а на окнах и дверях вешали рябину и крапиву», — отмечает Марина Власова.

По представлениям древних русских, некоторые мертвецы, не найдя покоя на том свете, могли выходить из своих могил и навещать своих живых родственников.

Самая плохая примета

Существует множество примет, предвещающих скорбящей семье новые утраты. Но самой дурной считается, согласно поверьям, если гроб с покойником упал по дороге на кладбище. Если мертвец выпал из «деревянного ящика», негативное значение приметы усиливалось ещё больше. Также строго запрещалось ронять или оставлять дома крышку гроба – это предвещало скорую смерть кого-то из родственников.

Самое неприятное, что народное поверье неумолимо: трагического события следует ожидать в скором времени – в течение 90 дней после похорон.

Кроме того, согласно поверьям, беды практически не избежать, если:

  • кто-то пересек дорогу похоронной процессии;
  • вырытая могила оказалась слишком большой или глубокой;
  • один глаз покойного остался приоткрытым;
  • во время погребения кто-то споткнулся и упал;
  • похороны состоялись в воскресенье или в новогодние праздники;
  • по какой-то причине дату погребения изменили.

Тем не менее, отчаиваться не стоит. Суеверные люди нашли способы избежать негативных последствий.

Что нужно сделать

Потомственная русская ведунья Наталья Степанова поделилась секретами своего мастерства с читателями серии книг «Заговоры сибирской целительницы». В выпуске No 7 (Москва, 2008 год издания) ведунья предоставила практический совет по интересующему нас вопросу.

Прежде всего, Наталья Степанова уточнила, что срок, в течение которого должен умереть кто-то из родственников покойного, не обязательно составляет 90 дней после похорон. Этот период может варьироваться в зависимости от возраста усопшего. Смерть может настигнуть кого-то из скорбящих родственников как через три, так и через семь лет.

«Чтобы отвести от себя беду, пекут блины, относят их на кладбище, находят три могилы с таким же именем, как у вас, читают «Отче наш», а затем заговор. Эти блины следует отдать в тот же день вместе с денежной милостыней у церкви. Во время проведения обряда по дороге на кладбище и обратно необходимо хранить молчание», – так сибирская целительница посоветовала поступить тем, чей гроб с телом родственника уронили на пути к кладбищу.

Текст молитвы «Отче наш» многим известен, его нетрудно найти. А вот заговор, которым поделилась Наталья Степанова, приведён ниже:

«Из-за тридевятьсот земель,

Из-за мертвого царства,

Покойного государства.

Там стоит мертвый град,

Тому царству никто не рад.

Шел туда человек, споткнулся,

В гробу своем перевернулся.

Ангелы его не слыхали,

Глаза его мои не видали,

Руки его мои не поднимали.

Я бы его не слыхивал (а), я бы его не видывал (а),

С ним бы не обряжался (-лась),

К нему бы на житье не собирался (-лась).

Со мной Ангел мой,

А с мертвым вечный покой.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь».

Разумеется, когда все члены семьи суеверны и хотят совместно избавиться от негативных последствий дурной приметы, в обряде участвуют сразу несколько человек. А если кто-то откажется читать заговор, то помогать в приготовлении блинов должны все. Считается, что так люди смогут отвести от себя беду.

Почему именно блины?

На Руси блины всегда считались особой, ритуальной пищей. На Масленицу они символизировали приход весеннего тепла, олицетворяя солнце. Не обходились без этих мучных изделий и поминки.

Известный специалист по истории кулинарии, Вильям Похлебкин, в своей книге «Кухня века» (Москва, 2000 год издания) отметил, что блины с давних времен были обязательным атрибутом русского похоронного обряда.

«Классическое меню поминок, независимо от того, проводятся ли они сразу после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного набора блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды, и в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий», – писал Вильям Похлебкин.

При этом, блины могли подаваться с любыми начинками, сметаной или маслом. А также в обязательный набор блюд поминальной трапезы входили щи, пироги, жаркое и кисель.

Не верьте в эти приметы

Православные священники и представители других религий не одобряют слепое следование суевериям, включая и похоронные обряды. Об этом прямо говорится в книге Вячеслава Пономарева «Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви», опубликованной издательством Данилова монастыря (Москва) в 2008 году.

Автор утверждает, что приметы и суеверия возникли из невежествa некоторых россиян и их иррационального страха перед смертью.

«Интересен тот факт, что такие суеверия охотно исполняются теми, кто отрицает существование всего, что находится за пределами видимого, осязаемого мира. В них верят, не задумываясь о логике и смысле, даже люди, считающие себя атеистами и, что очень печально, номинальные христиане», – констатирует Вячеслав Пономарев.

На похоронах многие суеверные люди так боятся, что что-то «страшное» может произойти, что это мешает им спокойно проститься с усопшим.

Тем не менее, некоторые священники идут навстречу пожеланиям скорбящих родственников из уважения к их горю. Они считают, что лучше людям утешиться, соблюдая все известные приметы, чем слушать нотации представителя духовенства о вреде суеверий в такие моменты.

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы