Госдума предлагает увеличить компенсации за утрату ручной клади в самолётах
В России планируется значительно повысить выплаты пассажирам за испорченные или утраченные вещи в самолёте. Депутаты представили законопроект, увеличивающий максимальную компенсацию с 11 тысяч рублей до 10 МРОТ (примерно 224 тысячи рублей в 2025 году).
Какие изменения предлагаются
Инициатива предложена группой депутатов, среди которых Яна Лантратова («Справедливая Россия»), Нина Останина (КПРФ) и Ярослав Нилов (внефракционный). Они предлагают восстановить норму, действовавшую до 2007 года, когда компенсация за утерю или повреждение ручной клади составляла именно 10 МРОТ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что пассажиры часто оставляют крупногабаритные вещи на любых свободных полках, что может привести к их повреждению или утрате. Депутаты считают, что повышение ответственности авиакомпаний заставит персонал более внимательно следить за размещением ручной клади.
Почему авиаперевозчики против
Опрошенные эксперты и представители авиаотрасли критикуют предложение и подчеркивают, что:
-
Главная задача экипажа — обеспечение безопасности полёта, а не контроль за личными вещами пассажиров.
-
Невозможно гарантировать, что ручная кладь всегда будет находиться прямо над местом пассажира.
-
Новые правила могут увеличить время на обслуживание рейсов и привести к удорожанию билетов.
Кроме того, в случае краж в салоне расследованием должны заниматься правоохранительные органы, а не авиакомпании.
Что важнее: ручная кладь или багаж?
Эксперты подчеркивают, что проблема с компенсациями за утраченный багаж более актуальна. В настоящее время авиакомпании выплачивают не более 600 рублей за 1 кг, что часто не покрывает фактическую стоимость вещей. Тем не менее, повышение этих выплат потребует сложных изменений, включая декларирование стоимости багажа.
Как в мире
В Европе авиакомпании не компенсируют утрату или порчу ручной клади — ответственность лежит исключительно на пассажире. В России же, если закон примут, выплаты могут стать одними из самых высоких в мире.
Вывод: Инициатива направлена на защиту прав пассажиров, но может встретить сопротивление со стороны авиаотрасли. Пока дебаты продолжаются, путешественникам следует внимательнее следить за своими вещами в салоне самолёта