Расходы на разработку внутреннего турпродукта могут возрасти
Freepik
Госдума поддержала в первом чтении изменения в главный закон о туризме, вводящие отдельные определения для понятия «турпродукт». Будет введено два определения: одно для выездного туризма и другое для внутреннего или въездного.
Для компаний, организующих туры за пределы страны, турпродукт останется комбинацией транспортировки и размещения. В контексте внутреннего туризма это будет означать размещение и как минимум одну из следующих услуг, предоставляемых за единую стоимость: транспортировка любым видом транспорта; трансфер; аренда транспортного средства; помощь в оформлении визы (для въездного туризма); предоставление питания; услуги экскурсовода, гида-переводчика, инструктора.
Обсуждение законопроекта вызвало оживленные дискуссии среди профессионалов в этой области. Сторонники аргументируют: в нынешней трактовке, общей для всех видов туризма, туроператоры фактически не могут получить освобождение от НДС за продажу туров по России, так как большинство туристов добирается до места отдыха самостоятельно, и, следовательно, турпродукт не формируется (по некоторым оценкам, пакетные туры составляют менее 3%). Однако критики указывают, что изменения приведут к тому, что налоговые льготы получат только ограниченная группа туроператоров по внутреннему и въездному туризму. Турагенты окажутся в сложной ситуации, поскольку они не только продают туры от туроператоров, но и реализуют отдельные услуги внутри страны – такие как отели и экскурсии. Изменение определения «турпродукт» может потребовать от них статуса туроператора, что повлечет затраты на оформление финансовых гарантий и подключение к ГИС «Электронная путевка». К тому же, индивидуальные предприниматели или самозанятые, которых на рынке большинство, не могут быть туроператорами и будут вынуждены менять свою организационно-правовую форму.
Нововведения встречают отрицание и у туроператоров, занимающихся как зарубежными, так и внутренними турами. Например, они могут столкнуться с трудностями в ведении отчетности по разным видам деятельности. Против разделения понятия «турпродукт» выступали такие организации, как АТОР, Национальный союз туриндустрии (НСПТ) и ассоциация «Турпомощь».
Как утверждают в НСПТ, дополнительные издержки предпринимателей неизбежно будут перенесены на клиентов, что приведет к удорожанию отдыха в России. В результате может увеличиться число тех, кто предпочтет игнорировать эти требования, оставаясь в «серой» зоне и получая конкурентное преимущество.
Несмотря на эти возражения, законопроект прошел первое чтение с незначительными изменениями. Было учтено только замечание, касающееся работы отелей и санаториев: новая формулировка турпродукта не охватывает случаи, когда они предлагают дополнительные услуги к проживанию. В первоначальной версии законопроекта гостиницы, предоставляющие трансферы и экскурсии, должны были бы подключаться к «Электронной путевке» и становиться туроператорами.
Предложения по изменениям в законопроекте можно будет подавать до 8 октября, после чего состоится второе чтение. Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов предполагает, что документ претерпит лишь незначительные изменения. Например, могут исключить из перечня услуг по внутреннему и въездному туризму такие позиции, как «питание» или «аренда транспортного средства»
Источник