Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. Первая Миледи СССР 20/08/2025 Сюжет Русские конструкторы За выдающуюся трудоспособность Иосифьяна его называли «неистовым Андроником». Commons.wikimedia.org
«Ты смотри, в каких ботинках ходит главный конструктор?» Иосифьян показал водителю подошву с дыркой, прося отвезти в магазин. Это происходило на Байконуре, где он с Королёвым и Янгелем проводил месяцы безвыездно.
На совещание Иосифьян вернулся в обуви на два размера больше: ботинки были застегнуты шнурками вокруг щиколоток — других просто не оказалось в продаже. «Хожу как Чарли Чаплин, понимаешь!» — подшутил академик. Королёв называл Андроника Иосифьяна, чей 120-летний юбилей отмечается в этом году, «главным электриком ракет».
Сила воображения
На самом деле электрическая «начинка», созданная Иосифьяном, присутствовала не только в знаменитой Р-7, которая вывела на орбиту первый советский спутник, и в первом космическом корабле «Восток» с Гагариным на борту — она также применялась на атомных подводных лодках и атомных электростанциях.Идеальная «семёрка». Как детище конструктора Королёва сменило профессию Подробнее
Первым изобретением Иосифьяна стали бесконтактные сельсины, патент на которые он получил в 1940 году. Права на их использование сразу же приобрели США и множество других стран. Сельсины до сих пор находят применение в судостроении для синхронного вращения рулей крупных судов, в авиации (для синхронной работы двигателей в самолетах) и в других областях.
Годом ранее, в 1939-м, команда под руководством Иосифьяна создала работающую модель магнитофугального линейного двигателя, которая была представлена на Всемирной выставке «Мир будущего» в Нью-Йорке. Уникальный механизм демонстрировался в виде модели магнитной автоматической железной дороги: поезд в натуральную величину двигался по рельсам туда и обратно, останавливаясь в нужных местах без участия человека. У этого стенда всегда собирались зрители. На Западе (в Японии и ФРГ) разработки аналогичных железных дорог начнутся только через 30 с лишним лет. Модель Иосифьяна осталась в США — началась Вторая мировая война, и возвращение чудо-экспоната из-за океана стало невозможным.
Осенью 1941 года, когда немцы находились под Москвой и многие предприятия эвакуировались из столицы, Иосифьян, напротив, начал активно работать в городе.
Совместно с инженером Александром Казанцевым он организовал на вверенном ему заводе № 627 производство «сухопутной торпеды» — дистанционно управляемого самоходного танка, наполненного взрывчатыми веществами (по сути, наземного БПЛА).
ЭТ-1-627 — советская электрическая танкетка-торпеда, предназначенная для разрушения инженерных сооружений, укреплённых районов и уничтожения вражеской техники. Фото: Commons.wikimedia.org
Она могла справляться с уничтожением вражеских танков, дотов, пулемётных точек и использовалась в уличных боях. «Изделие» сыграло свою роль в боях при прорыве блокады Ленинграда. Для партизан на заводе Иосифьяна был разработан и организован массовый выпуск подрывных динамо-машин ПМ-627, которые могли взрываться дистанционно на расстоянии до 1 километра.
Завод в народе прозвали «институтом имени Жюля Верна», потому что его разработки были на грани фантастики для того времени. Неудивительно, что соратник Иосифьяна инженер Александр Казанцев после Победы стал писателем-фантастом.
«Неистовый Андроник»
За выдающуюся трудоспособность Иосифьяна называли «неистовым Андроником». С июня 1942 года ему было передано ещё одно оборонное предприятие — завод № 689 в Измайлове. Он работал по 15 часов в день, спал в заводских помещениях, ел вместе с рабочими скромный паёк военного времени, доводя, как он сам говорил, свои идеи «до железа». Его разум постоянно создавал технические решения, которые должны были усилить армию и приблизить Победу.
После войны завод преобразовался в НИИ, а в 1959 году стал многопрофильным Всесоюзным научно-исследовательским институтом электромеханики (ВНИИЭМ), который в настоящее время носит имя своего основателя — Иосифьяна.
Уникальный испытательный комплекс электрооборудования создан Научно-производственной корпорацией «„Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы“ имени А.Г. Иосифьяна». Фото: РИА Новости/ Максим Мишин
При жизни академика ВНИИЭМ активно участвовал в программе освоения космоса. В 1960-х Иосифьян возглавил разработки по созданию искусственных спутников Земли для метеонаблюдений. Первым стал экспериментальный «Космос-122» в 1966 году, затем последовали многочисленные «Метеоры». К 1973 году было запущено 30 таких спутников, а к моменту распада СССР — 75.
Прогноз погоды на советском телевидении миллионы зрителей слушали, не подозревая о заслугах Иосифьяна. Как и Королёв, он был засекречен, подписывая научные работы в журналах как И. Андронов.
Вместо эпилога
Чёрный день ракетчиков
Конструктор ушёл из жизни в 1993 году в возрасте 87 лет, из которых 33 он считал подарком судьбы. Иосифьян чудом избежал гибели 24 октября 1960 года на Байконуре, когда на его глазах погибли 76 человек. Катастрофа произошла во время испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. «Изделие» было ещё недоработано, но конструкторов торопили сверху. Тогда же чудом уцелел и Михаил Янгель, который через несколько лет создаст самую мощную в мире ракету (МБР) Р‑36М, обеспечившую безопасность страны.Чёрный день Байконура. Почему 24 октября на космодроме не запускают ракет Подробнее
Мнения
Где сейчас наши спутники?
Сергей Александров, инженер-конструктор, историк космонавтики:
— Во времена Иосифьяна на тех устройствах, что летали, запрещалось устанавливать импортные комплектующие. В небе всё должно было функционировать так, как нам нужно, а не так, как это задумывал производитель микросхем.
До середины 1990-х наши спутники соответствовали мировым стандартам. Однако затем произошёл резкий спад. Мощности ВНИИЭМа имени Иосифьяна были рассчитаны на один объём производства, а фактически создаётся в 2–3 раза меньше.
Есть цеха, оборудование, стенды, но нет или не хватает работников, чтобы их эксплуатировать. Кадры утеряны, и система их подготовки разрушена. Специалисты обучаются уже в процессе работы. А если создание одного спутника занимает 10 лет? При этом космонавтика — это вершина пирамиды, основание которой составляет вся экономика, включая добычу столь актуальных сегодня редкоземельных металлов.
Надеюсь, что даже самые упертые сторонники рыночной экономики поняли: в космосе принцип «всё купим» не работает.«Мы – лучшие». Воронежский конструктор о двигателях и многоразовых ракетах Подробнее
Александр Железняков, академик Российской академии космонавтики:
— Сейчас цикл производства спутников стал длиннее, чем в СССР, но срок их службы увеличился. Советские аппараты работали 2–3 года, современные могут функционировать до 10 лет. Увеличение группировки спутников в ближайшие годы на 2–3 космических аппарата позволит практически полностью восполнить существующие пробелы.
Во времена СССР данные с наших спутников использовались другими странами бесплатно: в 1959 году снимок обратной стороны Луны, сделанный нашим лунником, первыми опубликовали англичане. Затем был налажен обмен информацией: мы передавали данные в Европу и Америку, они — нам. Бесплатно. Сегодня метеоданные мы чаще покупаем.