За пять лет доля студентов, имеющих инвестиционные счета, увеличилась с 28% до 74%. istockphoto.com
Инвестиционные счета имеют 66% российских студентов, а накопительные счета — 74% учащихся вузов, при этом в среднем на них размещено по 25 тысяч рублей. Эти данные были получены в результате исследования, проведенного Центральным университетом совместно с одним из коммерческих банков; охват аудитории составил 50 миллионов человек, из которых чуть больше 300 тысяч студентов.
Выяснилось, что молодые люди и девушки предпочитают накопительные счета (74% открыли такие, в то время как по стране этот показатель составляет 56%), тогда как вклады смогли открыть лишь 13% «мучеников науки» (16% среди всей аудитории) из-за высокого порога входа. За период обучения сумма сбережений и накоплений возрастает от двух до пяти раз.
За пять лет доля студентов с инвестиционными счетами возросла с 28% до 74%. Молодое поколение предпочитает финансовые инструменты с низким порогом входа, гибкостью и возможностью быстрого доступа к средствам — именно поэтому накопительные и инвестиционные продукты особенно привлекательны для студентов, отмечают исследователи. В этом аспекте вклады проигрывают по всем параметрам — размещать средства так, чтобы они были доступны только спустя длительное время, студенты не готовы.
Делайте ваши ставки. Куда выгодно вложить 50, 100 и 500 тысяч рублей? Подробнее
Средняя сумма на студенческом счете — 24 900 рублей — в 2,5 раза меньше, чем у взрослых. Студенты начинают свои инвестиции с символических сумм — буквально от 100 рублей. По мере повышения финансовой грамотности и приобретения навыков управления активами, «портфель» увеличивается до 15,8 тысячи рублей в среднем. Это все еще на 57% ниже общего показателя, но для тех, кто только начинает зарабатывать, это достойный результат. И если в первый год взаимодействия с банком молодые люди обычно имеют лишь один счет, то к окончанию вуза большинство из них уже имеют несколько инвестиционных и накопительных счетов, опережая взрослых по уровню вовлеченности в финансовые операции. Первые имеются у 66% студентов (в общей выборке этот показатель составляет 58%), вторые — у 74% (68%).
«С течением времени студенты формируют свои финансовые стратегии: от управления карманными деньгами до осознанного распределения личных доходов между различными инструментами, — комментирует директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский. — Их выбор — это акцент на гибкость, понятность и возможность управлять средствами в рамках долгосрочных целей. Даже с небольшими суммами студенты демонстрируют поведение, которое может стать примером для широкой аудитории. Финансовая грамотность в этом контексте перестает быть дополнительным навыком — она становится необходимым условием для уверенного старта».