В российско-китайских отношениях много вопросов для обсуждения в области экономики / Михаил Метцель / РИА Новости
Владимир Путин вскоре отправится в Китай, визит запланирован с 31 августа по 3 сентября. Такой продолжительный визит в одну страну является скорее исключением из правил. Однако предстоящих тем для обсуждения много. В последний раз Путин посещал Китай в мае прошлого года, и тогда его поездка продлилась два дня. Председатель КНР Си Цзиньпин также был в Москве в мае текущего года, его визит совпал с празднованием 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, и тогда было отмечено, что значительные переговоры между лидерами состоятся осенью. В это время также пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества. Конечно, значительное внимание будет уделено политическим вопросам, включая проблемы урегулирования конфликта в Украине. Тем не менее, в российско-китайских отношениях есть много тем для обсуждения в экономической сфере.
Во-первых, настораживает, что в этом году, впервые с 2022 года, объемы торговли между Россией и Китаем начали снижаться. Согласно данным китайской таможни (Росстат в текущих условиях предоставляет ограниченные данные), за период с января по июль двусторонний товарооборот упал на 8% в годовом исчислении, составив 125,8 млрд долларов, после почти двукратного роста за три предыдущих года (в прошлом году был установлен рекорд в 245 млрд долларов). При этом экспорт из России в Китай снизился до 69,57 млрд долларов (-7,7% в годовом выражении), а импорт — до 56,24 млрд долларов (-8,5%). Наибольшее сокращение объемов наблюдается в импорте автомобилей и запчастей из Китая (падение в полтора раза, отчасти из-за насыщения рынка китайскими автомобилями и уменьшения автокредитования из-за высокой процентной ставки ЦБ РФ). В то же время увеличились поставки промышленного оборудования (+9%), пластиков (+3%), оптики (+12%), изделий из черных металлов (+29%) и органической химии (+9%). Самый заметный рост наблюдается в импорте из Китая через маркетплейсы (увеличение в два раза в годовом исчислении), однако это также указывает на другую проблему — банковские платежи. Когда маркетплейсы становятся способом обхода существующих ограничений в банковской сфере.Не свининой единой. Россия заработает деньги на поставках зерна в Китай Подробнее
Из-за внутренней экономической ситуации (в Китае также наблюдаются проблемы с замедлением роста ВВП) в первом полугодии Китай сократил закупки почти всех основных сырьевых товаров из России: поставки нефти упали на 11%, нефтепродуктов — на 28%, СПГ — на 13%, древесины — на 10%, угля — на 10%, при этом падение экспорта угля началось еще в прошлом году, что усугубило и без того серьезные проблемы в российской угольной отрасли. Однако радует, что увеличились поставки трубопроводного газа в Китай (на 23%), а также промышленных металлов: никеля — на 94%, алюминия — на 91%, меди — более чем в два раза.
По мнению министра торговли и промышленности России Антона Алиханова, прежнего бурного роста торговли с Китаем ожидать не следует: «В среднесрочной перспективе мы должны ждать более умеренных темпов роста взаимной торговли с последовательным увеличением доли высокотехнологичной и инновационной продукции», — считает он. Однако стоит отметить, что с высокотехнологичной продукцией могут возникнуть трудности из-за санкций, которые наши китайские партнеры довольно строго соблюдают. Снижение объемов взаимной торговли обусловлено в том числе санкционным давлением. Например, китайские банки внимательно проверяют таможенные коды внешнеэкономической деятельности в накладных. Если они не совпадают с реальностью — платежи отклоняются. В то время как сырьевые товары менее подвержены санкционному давлению. Лидеры могли бы более подробно обсудить переход на цифровые платежи, которые менее «прозрачны» для санкционеров.Приговор Украине? Что Путин и Трамп обсудят в Китае, если встреча состоится Подробнее
Или другой пример: в настоящее время существует более 60 крупных совместных проектов России и Китая на общую сумму более 130 млрд долларов. Они охватывают металлургию, химию, радиоэлектронику, автомобилестроение и фармацевтику. Однако, парадоксальным образом, крупных китайских инвестиций в нашу страну нет, более того, они продолжают сокращаться. По имеющимся открытым данным, ежегодные китайские инвестиции в экономику РФ после начала СВО сократились до примерно 400 млн долларов. В то время как в предыдущее десятилетие они достигали 1,2 млрд долларов в год. При этом значительная часть оставшихся китайских инвестиций направлена в торговлю и недвижимость, но не в промышленное производство или автомобилестроение, где уровень локализации китайских автопроизводителей по-прежнему значительно ниже, чем до начала СВО с западными автопроизводителями. На этом фоне стоит позавидовать странам Азии, куда КНР инвестирует до 25 млрд долларов в год, и объемы неуклонно растут.
Проблема с банковскими платежами в Китай остается нерешенной и значительно обострилась после 2023 года. Большинство китайских банков из-за страха вторичных санкций ограничили или полностью прекратили прием переводов из России. Остался лишь очень узкий круг банков, готовых проводить платежи, но и с ними возникают множество проблем. Приходится прибегать к услугам посредников, что увеличивает стоимость транзакций. Для обхода ограничений используются маркетплейсы, P2P-переводы, даже криптовалюта. Даже с ведущим Bank of China имеются проблемы. Он начал проводить платежи только на свои филиалы, что немного облегчило процессы, но все равно срок обработки платежей составляет от двух недель до двух месяцев. Китай крайне неохотно выдает филиалам российских банков лицензии на работу в своей стране. По сути, полноценно в Китае работает лишь филиал банка ВТБ в Шанхае. Это создает значительное «узкое место» для платежей, и очереди на обслуживание большие. Классические Swift-переводы стали совершенно ненадежными, особенно при взаимодействии с китайскими поставщиками оборудования, электроники или товаров. При этом переход на расчеты в национальных валютах, как выяснилось, не стал панацеей от санкционного давления.Поражение России не допустят. Испугают ли Китай санкции Трампа против РФ Подробнее
Однако на фоне нестабильности на Ближнем Востоке Пекин, похоже, вновь проявил интерес к строительству газопровода «Сила Сибири-2», переговоры о котором продолжаются безрезультатно уже много лет. Нельзя исключать, что во время визита Путина будет достигнут прорыв в этом сложном переговорном процессе. Монголия, похоже, дала согласие на прохождение трубы через свою территорию. Если это долгожданное соглашение все же будет подписано, то в Китай можно будет дополнительно экспортировать до 50 млрд куб. м газа. В сумме это будет по-прежнему примерно в два раза меньше, чем в лучшие годы экспортировалось в Европу, но в текущей сложной ситуации экономической войны с Западом выбирать не приходится. Однако придется проложить трубу длиной более 2 тыс. км. Существует и другой вариант — через Казахстан, но для этого нужны отдельные проектные исследования.
Китай — сложный переговорщик и не упустит своей выгоды. Например, цены на российский газ для Китая в этом и в последующие два-три года ожидаются примерно на 25-28% ниже, чем для оставшихся европейских покупателей (но и их Еврокомиссия заставляет отказываться от поставок из РФ). Пекин также до недавнего времени настаивал на том, чтобы поставки по «Силе Сибири-2» осуществлялись по внутрироссийским ценам. При этом свои инвестиции в проект вкладывать не желает. Однако все решается на переговорах. Возможно, российскому президенту удастся добиться успеха в личных контактах с председателем КНР по нескольким направлениям, особенно на фоне ухудшения отношений Пекина с Вашингтоном.