Эксперимент в невесомости: проект московского школьника отправится на орбиту

Данила подготовил несколько экземпляров экосистемы с муравьями и мокрицами. Данила подготовил несколько экземпляров экосистемы с муравьями и мокрицами. Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков

14-летний Данила Соловей из Москвы создал замкнутую экосистему, в которой обитают муравьи и мокрицы. Его проект прошёл проверку в Институте медико-биологических проблем РАН и 20 августа будет выведен на орбиту на борту спутника «Бион-М» № 2.

Эксперимент школьников отправится в космос

Мэр Москвы Сергей Собянин поделился в своём канале в мессенджере MAX проектами столичных школьников, которые вносят вклад в изучение космоса.

«Из школьной лаборатории — в космос: как работы московских школьников содействуют науке. <…> Каждое такое исследование может стать основой для значительных научных свершений. Благодаря поддержке и возможностям, которые предлагает столичное образование, всё больше ребят способны превращать свои мечты о космосе в реальность», — отмечается в сообщении.

Эксперимент в невесомости: проект московского школьника отправится на орбитуДанила Соловей. Фото: Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков

«Сегодня на орбиту будет отправлена уникальная микробиосистема, разработанная 14-летним Данилой Соловей из Центра экологического образования Московского дворца пионеров. <…> Этот проект представляет собой первый шаг к созданию замкнутых экосистем для будущих лунных баз», — подчеркнул мэр.

20 августа 2025 года в рамках космической программы на орбиту будет выведен спутник «Бион-М» № 2. На его борту разместят космобиологические эксперименты, подготовленные учащимися кружков Центра экологического образования Московского дворца пионеров. Одним из участников стал 14-летний москвич Данила Соловей, чья работа уже привлекла внимание специалистов РАН.

Юный исследователь создал искусственную замкнутую микроэкосистему, где на протяжении месяца успешно сосуществуют колонии муравьёв-жнецов и мокриц. Система прошла тестирование и получила положительную оценку экспертов Института медико-биологических проблем РАН. Теперь её ждёт испытание в условиях невесомости.

Эксперимент в невесомости: проект московского школьника отправится на орбитуДанила Соловей. Фото: Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков

Как устроена установка

Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков отметил, что школьник серьёзно подошёл к работе и приготовил сразу несколько экземпляров своей экосистемы.

«14-летний Данила Соловей в этом учебном году будет заниматься в кружках „Увлекательная энтомология“ и „Микроскоп в медицине“. Он лауреат Городского ежегодного конкурса исследовательских работ „Мы и биосфера“ и Городского интеллектуального турнира школьников по биологии городской конкурсной программы „Новые вершины“. Для эксперимента „Искусственная замкнутая микроэкосистема в космосе“ он подготовил три экземпляра итоговой установки», — добавил педагог.

Один из них, экспериментальный, будет отправлен на орбиту. Второй останется у самого Данилы дома для наблюдений в условиях Земли. Третий будет находиться в лаборатории Центра экологического образования на Воробьёвых горах.

Педагоги рассказали, что школьник серьёзно подошёл к работе.Педагоги рассказали, что школьник серьёзно подошёл к работе. Фото: Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков

Жизнь внутри космической экосистемы

В каждой установке созданы оптимальные условия для полноценной жизни маленьких обитателей: корм, гидрогель для поддержания влажности, вентиляция, а также специальный гель-«почва».

Муравьи питаются семенами, роют ходы и формируют сложные тоннели в геле. Иногда они могут охотиться и на мокриц. Последние выполняют роль санитаров, так как питаются остатками жизнедеятельности муравьёв, поддерживая баланс в системе. Таким образом, экосистема замкнута и функционирует без внешних вмешательств.

Данила Соловей.Данила Соловей. Фото: Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков

Научные задачи эксперимента

По словам Колоскова, исследование ставит перед собой значимые цели: «Проект нацелен на изучение влияния невесомости и других факторов космического полёта на взаимодействие этих организмов, их численность на различных стадиях развития и локализацию членов их семей, а также на результаты их жизнедеятельности, включая конфигурацию ходов муравьёв».

Он подчеркнул, что речь идёт о новой модели для изучения взаимодействия сообществ живых организмов в космическом пространстве. В дальнейшем подобные разработки могут стать основой для создания экосистем на орбитальных станциях, а в будущем даже в колониях на Луне и Марсе.

Данила Соловей.Данила Соловей. Фото: Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков

Победы на олимпиадах и первые шаги в науке

Данила увлечён биологией с раннего возраста. В прошлом учебном году он обучался в седьмом классе, но смог участвовать в олимпиаде наряду с девятиклассниками и стать призёром регионального этапа.

«Это значительное достижение: он, можно сказать, обошёл большинство девятиклассников», — сообщил Александр Колосков. В новом учебном году школьник продолжит заниматься в кружках для дальнейшего развития исследовательских навыков.

Высокотехнологичная школа примет новых учеников уже в этом сентябре.Инженеры будущего. Собянин открыл школу на месте Тушинского аэродрома Подробнее

Что думает сам автор проекта

Данила признаётся, что участие в космическом эксперименте стало для него большой честью.

«Я занимался в кружке, когда узнал о возможности участвовать в эксперименте на борту биоспутника „Бион-М“ № 2. Так как тема мне близка, я решил стать участником проекта», — поделился школьник.

Он отметил, что уже представлял свою установку на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии и получил высокую оценку.

Данила Соловей.Данила Соловей. Фото: Педагог Центра экологического образования Московского дворца пионеров Александр Колосков

«Я считаю, что проект удался, потому что эта экосистема жизнеспособна и действительно отправляется на орбиту. Родители меня поддерживают и тоже считают эксперимент успешным», — добавил Данила.

В беседе он поделился небольшой, но тёплой деталью: любимая газета его бабушки — «Аргументы и факты». Именно её они вместе читают дома и следят за новостями в России и мире.

Дмитрий Гришко учится в школе № 57 и только что окончил 10-й класс. Победа в Австралии. Московский школьник принёс золото России Подробнее

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы