Египет и Турция объединятся в программе по созданию истребителя Kaan

Египет и Турция объединятся в программе по созданию истребителя Kaan

По данным СМИ, Египет присоединится к Турции в программе разработки истребителя Kaan. Таким путём Анкара и Каир попытаются обзавестись современными боевыми самолётами.

В настоящий момент и Турция, и Египет «отлучены» от F-35 – единственного истребителя пятого поколения, имеющегося на мировом рынке. Туркам Вашингтон выражает неодобрение по поводу приобретения российских комплексов ПВО С-400. На практике же, как я понимаю, американцы опасаются, что в рамках сотрудничества по этим системам Россия получит реальные данные по радиолокационной сигнатуре F-35.

Египту же ставят в вину проблемы с правами человека и «некорректность» (с точки зрения Вашингтона и Брюсселя) внешней политики страны. В реальности же у Запада просто нет желания давать арабам современное оружие – в частности, боевые самолёты – сопоставимое по характеристикам с имеющимся у Израиля. В программе Kaan правительство Египта видит выход из этого тупика.

Как сообщается, двустороннее соглашение включает положения о передаче технологий, создании совместных производственных линий и будущих закупках истребителей Kaan египетскими ВВС. Это означает расширение стратегического сближения Анкары и Каира. Отношения двух стран в последнее десятилетие были прохладными – по причине политического кризиса в Египте в 2013-м году. Но сейчас явно наметилось потепление.

Объединение Турции и Египта в рамках военно-технического проекта свидетельствует об общем понимании того, что региональный баланс сил все больше зависит от местных возможностей, особенно в области авиации, БПЛА и технологий нанесения высокоточных ударов. Это также посылает четкий сигнал традиционным региональным соперникам, таким как Израиль, Иран и страны Персидского залива, о формировании новой оси военно-промышленного сотрудничества, которая потенциально может бросить вызов монополии на боевые авиационные системы 5-го поколения в регионе.

Геополитическая значимость сотрудничества между Египтом и Турцией заключается в его потенциальной возможности изменить сложившуюся систему отношений на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Разрабатывая истребитель 5-го поколения собственными силами, Египет и Турция добиваются большей оборонной автономии и технологического суверенитета.

Кроме того, участие Египта в программе Kaan может иметь долгосрочные последствия для развития оборонной промышленности по всей Африке. Если Египет получит права на сборку и производство истребителя Kaan, он станет первой африканской страной, участвующей в совместном производстве боевых самолётов 5-го поколения. Это может привести к расширению возможностей экспорта военной продукции на континенте и укреплению геополитического влияния Египта в Африканском союзе и Лиге арабских государств.

Для Турции участие Египта открывает возможность разделить риски по программе Kaan, одновременно повышая привлекательность самолета для стран, поддерживающих хорошие отношения с Каиром. При удачном раскладе турецко-египетский истребитель станет конкурентом не только F-35, но и российскому Су-57Э и китайскому J-35.

Ранее Турция достигла предварительного соглашения о продаже истребителей Kaan с Индонезией. Сделка, пока находящаяся на ранней стадии обсуждения, предусматривает возможности совместной разработки и передачи технологий, что отражает общую заинтересованность обеих стран в укреплении собственного оборонного потенциала. Индонезия, которая давно стремится модернизировать свои ВВС, выходя за рамки российских и западных платформ, рассматривает Kaan как стратегическую альтернативу, сочетающую в себе сравнительно невысокую стоимость, боеспособность и промышленное сотрудничество.

Не будем забывать, что Индонезия – крупнейшая в мире страна по численности мусульманского населения. То есть в перспективе на базе программы Kaan может образоваться стратегический треугольник Анкара – Каир – Джакарта. А это уже означает изменение геополитической обстановки не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и в Юго-Восточной Азии.

Алексей Захаров,
авиаэксперт

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы