Единственная русская императрица: истинная история жизни Екатерины II

Единственная императрица России, обладавшая чисто русскими корнями: кто она на самом деле

Известно, что российские монархи предпочитали вступать в брак с иностранками. В результате большинство императриц России были немками или, как в случае жены Александра III, датчанкой.

Последняя истинная русская правительница

Последним «настоящим» русским по крови мужчиной на русском троне был Пётр I. Его внук Пётр II, сын царевича Алексея Петровича, который царствовал с 1727 по 1730 год, был рожден немкой, княгиней Шарлоттой Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Дочь Петра I, Елизавета, правившая с 1741 по 1761 год, была дочерью Марты Скавронской, российской самодержицы 1725-1727 годов, которая по происхождению была, возможно, латышкой или полькой. Далее идут известные немцы, начиная с Петра III, голштинского герцога, внука Петра I по матери (сестре той же Елизаветы), и Екатерины II, принцессы Ангальт-Цербстской.
Однако в этот ряд иноземных русских монархов в последний раз вошла чисто русская особа — весьма не лучшая на память императрица Анна Иоанновна (1730-1740).

Наследие брата Петра Великого

Анна была второй (из выживших) дочерью русского царя Ивана V Алексеевича, брата Петра I. Она появилась на свет в Кремле 28 января 1693 года. Её матерью стала Прасковья Фёдоровна Салтыкова (1664-1723). Прасковью выбрал сам царь Иван на традиционном смотре кандидаток в царские невесты из множества знатных родов. Тем не менее, этот смотр стал формальным ритуалом. Брак царя был решён по воле правительницы Софьи и её фаворита князя Василия Голицына.

У Анны было четыре сестры. Две из них скончались в младенчестве, ещё до её рождения. Старшая сестра Екатерина (1691-1733) вышла замуж за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда. Её малолетнему внуку Ивану Анна, умирая, завещала престол Российского государства. Младшая сестра Прасковья (1694-1731) осталась в России и вышла замуж за русского дворянина Ивана Дмитриева-Мамонова.

Таким образом, Анна Иоанновна была русской как по отцу, так и по матери. Однако никто до 1730 года не мог бы предположить, что ей суждено будет царствовать.

Вдова на следующий день после свадьбы

Анну Иоанновну историки обычно описывают как непривлекательную, малообразованную и не слишком умную особу с плохим вкусом и характером, жадную и падкую на лесть. Однако такая характеристика затмевает её весьма сложную личную историю.

Как и все сёстры Петра I, Анна не имела возможности управлять своей судьбой. В январе 1711 года её выдали замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма III. Всего через два дня после свадьбы, когда молодожены уже направлялись в Курляндию, герцог скончался — как говорили, от запойного состояния. Анну вернули обратно в Петербург. В следующем году Пётр I решил отправить её в Курляндию, назначив её надзирателем Петра Бестужева-Рюмина (1664-1743), отца известного канцлера при правлении Елизаветы Петровны.

Бестужев-Рюмин стал фактическим главой Курляндии и одновременно любовником Анны, которая была младше его почти на тридцать лет. Анна рассматривала Бестужева как личную опору и защиту, так как боялась как Петра I, так и свою мать. Её положение немного улучшилось, когда после смерти Петра I на престол взошла его жена Екатерина I, с которой у Анны сложились более тёплые отношения.

Курляндский кризис

Но и Екатерина не решилась помочь Анне, когда разразился так называемый Курляндский кризис 1726 года. Французский граф Мориц Саксонский, внебрачный сын короля Польши и Саксонии Августа, стремился завоевать руку вдовствующей герцогини Анны и, соответственно, курляндский престол. Анна была очарована, и столь же благосклонный приём он получил от курляндского дворянства.

В Петербурге забеспокоились. Там не желали допустить избрания сына польского короля, хоть и внебрачного, герцогом Курляндии. С помощью Александра Меншикова, который лично прибыл в Митаву, удалось предотвратить брак и избрание Морица Саксонского. Анне не помогла и её личная просьба о заступничестве перед Екатериной I.

В 1727 году в Петербург был отозван Пётр Бестужев-Рюмин. Однако к тому времени Анна уже завела любовника. Им стал курляндский дворянин Иоганн Эрнст Бирон (1690-1772). Впоследствии Анна привела его с собой в Россию, и все годы царствования Анны Иоанновны стали известны в народе как «бироновщина» по имени ненавистного временщика.

Восшествие на престол

Порядок престолонаследия в России после смерти Петра запутался полностью, во многом из-за самого преобразователя, который установил порядок наследования престола по своей личной воле. Как известно, Пётр не успел назначить себе преемника. Его жена Екатерина, провозглашённая самодержицей гвардейскими полками, составила завещание, в котором определила некоторый порядок престолонаследия: Пётр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна. Разумеется, этот порядок мог бы измениться, если бы у кого-то из них были прямые наследники. Все эти три личности последовательно царствовали, с небольшой вставкой промежуточных лиц после Анны.

Когда неожиданно преждевременно скончался юный Пётр II, Анна Иоанновна должна была занять трон согласно завещанию Екатерины I. Её старшая сестра Екатерина Иоанновна, казалось, имела больше прав на престол, и её кандидатура действительно обсуждалась в Верховном Тайном совете, но была отклонена, так как боялись в этом случае претензий на русский трон со стороны герцога Мекленбург-Шверинского, с которым Екатерина находилась в разводе.

Таким образом, альтернативы для Анны не оставалось. Однако Верховный Тайный совет, состоявший из представителей немногих знатных фамилий, направил Анне приглашение на трон, поставив условием принятия короны выполнение ряда условий, ограничивающих власть царицы в пользу Совета. Когда об этом узнали в широких кругах дворянства, поднялся протест против установления олигархии. На «верховников» не было никакого управы, если Анна примет условия. В Москве, ознакомившись с настроением дворянства, Анна торжественно отказалась выполнять «кондиции» «верховников».
Так Анна Иоанновна стала самодержицей России, последней императрицей с чисто русскими корнями.

Два похожих царствования – разные оценки

Почти одиннадцать лет правления Анны Иоанновны обычно представляют как период власти немцев, распада управления и тяжёлого положения народа. Однако, если взглянуть ближе на общественную жизнь того времени, не замечается принципиальной разницы между правлением Анны и правлением Елизаветы Петровны (1741-1761), равно как и в личных качествах обеих императриц. Просто во втором случае речь шла о дочери Петра Великого, которому принято восхвалять, а в первом – о дочери Ивана V, которую принято принижать

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы