Дрессировщик поделился о жизни животных в цирке, артистов и их детей. / Александр Натрускин / РИА Новости
Цирк — это не только источник безграничной радости для зрителей, но и зона повышенного риска для артистов. Но каково существовать его обитателям — животным, артистам и их детям? Об этом, а также о зоозащитниках, инцидентах с животными, воспитании и СВО aif.ru побеседовал генеральный директор Большого Московского цирка, народный артист России, дрессировщик Эдгард Запашный.
Юлия Тутина, aif.ru: Ты часто бываешь в зоне СВО, и обычным людям известно лишь то, что они слышат от других. Поэтому интересно, как там живут как мирные жители, так и военные?
Любовь к Родине — это не просто слова, а значительная ответственность и большая благодарность. Это не только ты сам, а еще 150 миллионов людей. — Эдгард Запашный
Эдгард Запашный: Мирные жители радуются, что Россия вовлечена в это противостояние. Они устали от негативного отношения к ним, они наелись тем, как к ним относились на Украине. С каждым годом становилось все хуже, как в материальном, так и в эмоциональном плане. Когда русский язык подвергался притеснению, когда переписывалась история, когда уважение к шахтерскому краю намеренно стиралось. Формулировки «недочеловеки, недославяне, недоукраинцы» становились клеймом. И теперь это все для них выглядит как страшный сон.
Пугачёва сама себя уничтожила. Эдгард Запашный высказался о экс-примадонне Подробнее
Теперь о тех, кто помог людям вновь почувствовать себя частью общества и вернуть свою Родину. Командир Ефремов, Герой России, который, к сожалению, недавно погиб, когда я снимал передачу о нем, сказал: «Война — это самое страшное и самое замечательное, что было в моей жизни». И каждый раз, когда я прошу бойцов прокомментировать эту фразу, они подтверждают ее. В слово «замечательное» никто не вкладывает понятие убийства. Здесь для них другой смысл — честность, справедливость и братство. Многие, находясь на гражданке, мечтают вернуться в зону боевых действий. Не потому, что хотят нажать на курок, а потому, что там они находятся среди своих, с любимыми и уважаемыми людьми, которым доверяют свою жизнь. Это другие люди, которые могут по-настоящему понять слово «брат». Не в родственном, а в дружеском, доверительном, благодарственном смысле. Я и сам часто возвращаюсь туда, потому что тоже это пережил. И осознаю, что тот мир и этот — совершенно разные.
Здесь много лжи, много негатива. А там — «я тебя прикрою, я тебя поблагодарю, я тебе помогу». Это невозможно передать словами, это можно только ощутить. Все это я смог объяснить себе, и теперь пытаюсь донести своим детям. Чтобы они выросли правильными, чтобы понимали, что любовь к Родине — это не просто слова, а большая ответственность, это большая благодарность. Это не только ты, но и 150 миллионов людей.
Профессионализм дрессировщика заключается в минимуме импровизации и максимуме привычных для животных ситуаций. Но, к сожалению, всего не предугадаешь. — Эдгард Запашный
— Я всегда чувствую, что цирковая жизнь также отличается, она более честная. Скажи, после начала СВО среди цирковых артистов много уехавших?
— Недавно обсуждали Вуди Аллена, который выступил на Московском кинофестивале. Но почему-то не попадает в поле зрения публики то, сколько иностранных коллективов приезжает в Москву на наш Всемирный фестиваль циркового искусства «ИДОЛ», на фестивали «Без границ» или «Принцесса цирка». В Россию стремятся приехать ведущие цирковые артисты со всего мира.
Сила в артистах цирка существует не только на арене, не потому, что профессия обязывает, а потому, что такие они. Уже не раз иностранные артисты выступали в Донецком и Луганском цирках. Приезжают из Франции, Германии, Италии, Гватемалы. И снова хотят вернуться, чтобы порадовать местную публику. А потом возвращаются в свои страны и становятся первоисточниками, рассказывая, как все на самом деле, а не то, что показывают по телевидению.
Твердое «нет» Западу. Запашный о том, как изменилась страна за 20 лет Подробнее
— Много лет назад ты говорил о зрителе, который после представления подошел к тебе и спросил — почему никто из вас не пострадал, за что же я заплатил? Как ты думаешь, изменился ли зритель сейчас?
— Мне кажется, тогда мне повезло — я услышал то, о чем зрители иногда говорят дома на кухне (смеется). Но у каждого свои ожидания от представления. В целом, да, зритель за эти годы сильно изменился. И в первую очередь — из-за потока информации, который стал доступен каждому. Даже если в последние 20 лет он ни разу не выходил из дома. Это значительно расширило наш кругозор. Мы можем никогда не попасть на концерт группы Rammstein, но прекрасно знаем, что это такое. 30 лет назад, оказавшись на концерте Майкла Джексона, я радовался всему увиденному, как ребенок. А сейчас зритель более искушен, любой может на представлении сказать: «Ничем вы меня сегодня не удивили».
Поэтому борьба за качество теперь очень высока. Зрителю хочется видеть хороший свет, хороший звук, хорошие костюмы — и это все за заплаченные им 500 рублей.
Репетиция с тиграми и львом. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
— Вернемся к инциденту, который произошел в крымском парке «Тайган», где на директора напал лев. На этот раз все обошлось. Но возникает вопрос — собак или диких животных, отведавших человеческой крови, безжалостно отстреливают. Почему же этого льва пощадили?
— Конечно, это нападение, как и любое нападение на человека, — это всегда трагедия. И очень хорошо, что оно не завершилось большим горем. Олег Зубков уже идет на поправку и стремится вернуться к работе.
Позвольте объяснить, что там произошло: Олег Алексеевич десятилетиями ежедневно взаимодействует с хищниками, это особенность данного парка. Но еще одна его особенность — возможность отделить животное, поместить в отдельный вольер, где взаимодействие с человеком будет исключено. Это и позволит сохранить жизнь зверю. При этом понимая, что да, он испытал свою силу, у него это получилось, значит, он может причинить вред и людям, и другим животным. И, скорее всего, такие атаки могут повториться. Явно, что он не должен больше входить в близкий контакт с человеком.
Олег Зубков. Фото: АиФ-Крым/ Екатерина Апонина
В момент инцидента Зубков находился на территории львов и, как это делается в деревне, загонял животных, чтобы убрать их в вольер. Он так работает много лет, это нормально и принято. Хочу пояснить, любое нападение — это всегда в первую очередь ошибка дрессировщика. И он признал свою ошибку, осознав, что переоценил себя, оказался не в том месте и не в то время. И за это убивать животное? Да, собака, отведавшая крови, скорее всего, продолжит жить в контакте с человеком. Но ведь необязательно? Ее тоже можно изолировать в отдельный вольер. Лично я бы не смог убить и домашнюю собаку, если бы она на меня напала. Профессиональные дрессировщики так и не поступают.
Что вызывает уважение? Это труд. Когда ты оставил след в своей профессии. Когда ты не просто делал свою работу с 9 до 5, а сделал что-то запоминающееся. И для этого нужно много работать. — Эдгард Запашный
— Существует статистика, что каждый год в пасти хищника погибает один дрессировщик. Не раз на тебя нападали твои животные. Твой отец, известный дрессировщик Вальтер Запашный, попадал в реанимацию после нападения тигрицы. И многие годы позже он выступал с ней… То есть это норма для профессионала — винить только себя?
— Да, такая жесткая статистика существует… Профессионал всегда берет на себя ответственность, ищет причины, по которым животное напало, и, как правило, их находит. А иногда ты просто идешь на вынужденный риск, осознавая, что это может закончиться трагедией. Вот, скажем, если ты на представлении осознанно кладешь свою голову в пасть льва… Раз ты по своей воле это сделал и не смог вытащить, кто виноват? Но иногда бывает просто стечение обстоятельств, и тогда никто не виноват. Например, лопнул прожектор с громким звуком, животное испугалось, отпрыгнуло и задело тебя… Тут просто случай, и нет никакой вины.
Цирковая династия Запашных. Инфографика Подробнее
— Существуют ли триггерные вещи для хищника? Например, запах спиртного от дрессировщика? Или если он заходит в клетку в непривычной одежде? Или, может быть, если у него ссора с девушкой, и он на нервах начинает выступление?
— Всякое бывает. И здесь нет универсальной формулы. Мой любимый тигр Мартин, с которым у нас были абсолютно доверительные отношения — он снимался с нами в кино, жил у нас дома, — неожиданно неадекватно отреагировал на обезболивающую мазь, которой я помазал плечо перед выступлением. Я сам никакого запаха не чувствовал, а он, когда я вышел на манеж, стал явно угрожать. Это был первый и единственный раз за 16 лет нашей дружбы. Я отказался от этой мази, и все вернулось в норму.
Или недавно мы снимали фильм о тиграх с Евгением Мироновым в главной роли. Прямо на арене нашего цирка создали в виртуальной студии часть тайги. Привезли небольшие платформы, которые напоминали камни. Из 18 хищников один — очень хороший, спокойный тигр — категорически отказался на них забираться. Уж на расстоянии пяти метров начинал паниковать, категорически отказывался подходить. Поэтому профессионализм дрессировщика заключается в минимуме импровизации и максимуме привычных для животных условий. Но, к сожалению, всего не предугадаешь.
Как себя чувствует дрессировщик Запашный после нападения тигра? Подробнее
— Недавно появилась информация о женщине, которая, купив лошадь, держала ее у двери квартиры в подъезде. И соседи ничего не могли с этим сделать. Это нормально?
— Я считаю, что информационное поле сильно изменилось. Чудаков было всегда. Просто сейчас мы быстро узнаем о таких случаях благодаря СМИ. Это первое. Второе — идет обучение подобному чудачеству. Когда кто-то из неадекватных побуждений что-то сделал, а другой, нормальный человек, у которого в жизни все есть, вдруг решает поступить так же. Почему? Ну, потому что этот чудак благодаря своему неадеквату попал в поле зрения, и я тоже хочу. Он мечтает прославиться и начинает делать какую-нибудь ерунду, чтобы привлечь внимание, набрать лайков и даже критики. Плохая реклама — тоже реклама. Это заразно.
Что касается случая с лошадью, с одной стороны, у нас по закону животные считаются имуществом, и человек, которому по всем документам принадлежит эта лошадь, теоретически может затащить ее на 20-й этаж. И еще попробуй докажи, что лошадь не чувствует себя комфортно, а страдает, и ситуация попадает под закон об ответственном отношении к животным. И вот тут начинается юридическая игра — кто сможет доказать свою правоту. Любительница лошади или зоозащитники, соблюдающие закон.
Большой Московский цирк на Вернадского, 2024 г. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
— Мне кажется, зоозащитники, наоборот, считают, что лошадь на балконе или 20 кошек в доме — это отлично…
— Я не раз убеждался, что термин «зоозащитник» не подразумевает единую позицию. Недавно я был на круглом столе в Государственной Думе. Когда я пришел туда как представитель циркового сообщества, а там были множество зоозащитных организаций, я думал, что меня будут рвать на куски. Думал, хейт в мою сторону полетит. Но все закончилось с первого вопроса спикера, который спросил: что мы будем делать с бездомными животными? Они начали так ругаться между собой, что пришлось их разнимать. Поэтому зоозащитник и зоозащитник — это два разных человека, иногда очень сильно противоречащие друг другу.
Хочу, чтобы те, кого я уважаю, или уважаемое общество, благодарили моих детей за их искусство. — Эдгард Запашный
— Вернемся к детям. Твои дочери, как и дочери твоего брата Аскольда, с раннего возраста участвуют в представлениях и работают в цирке. И твой сын в восемь лет часто бывает в цирке. Почему так? Вы ведь могли бы им облегчить жизнь…
— Понимаешь, в чем дело, я не думаю, что ребенок, у которого все есть и который ничего не делает, живет легкой жизнью. Почему? Когда он состарится, будет смотреть на себя в зеркало, и что он скажет себе? Кем он был в жизни? Что он сделал? Чем он может гордиться? Зачем ему дана эта жизнь? Мимолетное счастье от дорогой машины или часов за миллион долларов. Это все станет ненужным, когда ты в конце жизни посмотришь в зеркало.
Что вызывает уважение? Труд. Когда ты оставил след в своей профессии. Когда ты не просто работал с 9 до 5. А сделал что-то запоминающееся. И для этого требуется много работы. Цирк — это искусство, которое каждый день проходит экзамен перед зрителями. Цирк дает возможность прививать трудолюбие, уважение, доверие. Я с радостью наблюдаю за женщинами цирка. Она отрепетирует четыре часа, а затем успевает дома приготовить ужин мужу, и при этом следит за собой.
Открытая репетиция в Большом Московском цирке. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Я хочу, чтобы те, кого я уважаю, или уважаемое общество, также благодарили моих детей за их искусство. Хочу, чтобы мои дети были уверены, что на их похоронах пришли не просто по необходимости, а потому что действительно захотели, что они вызывали уважение, что людям стало грустно без них. И уверен, что за такую позицию они скажут спасибо мне во взрослом возрасте.
— А они сами не против? Все вокруг выбирают сумочки, а они у тебя каждый день репетируют…
— Судя по тому, что я уже могу наказывать их тем, что не пускаю в цирк, они полюбили это место. Так что одну задачу я уже выполнил. Сын отплачивается, сидя на шпагате, потому что да, это больно, а потом зовет меня на конюшню, чтобы покормить животных. И мы оба улыбаемся.
Закулисье Большого Московского цирка
© АиФ / Игорь Харитонов