istockphoto.com
С момента введения санкций против России и разрушения привычной логистики в 2022 году одной из главных проблем для бизнеса стал нехватка импорта, особенно в сфере машин, оборудования и комплектующих, которые необходимы для поддержания производства и развития экономики.
Почему через ЕАЭС?
Тем не менее, уже вскоре начали формироваться новые маршруты поставок, и одним из них — стал путь через неподсанкционные государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армению, Казахстан и Кыргызстан.
Географическая близость, общее таможенное пространство и развитые финансовые связи сделали эти страны естественными «транзитными окнами». Схема работает следующим образом: техника импортируется в данные страны, а затем экспортируется в Россию — в основном под видом товаров, произведённых в ЕАЭС. Такие поставки оформляются именно как импорт и последующий экспорт, а не как простой транзит через территорию. Это снижает риски вторичных санкций для партнёров и в некотором смысле упрощает расчёты. Преимущества для России очевидны, а среди недостатков можно отметить лишь возможное занижение импорта и недополучение пошлин.
Масштаб — миллиарды долларов в год
С 2022 года импорт техники в Армению, Казахстан и Кыргызстан значительно увеличился, и эти страны неожиданно начали поставлять её в Россию в крупных объемах, чего ранее почти не наблюдалось. В Армении этот рост импорта полностью совпадает с увеличением экспорта в Россию, что свидетельствует о том, что поток техники учтён в полном объёме. Это объясняется тем, что поставки транзитом проходят через территорию Грузии, и поэтому требуется оформление всех таможенных документов. В случае Казахстана и Кыргызстана ситуация иная: отсутствие таможенной границы позволяет не оформлять второй этап схемы — поставку товаров в Россию.
Исследование, проведённое в РАНХиГС, предлагает две оценки таких «сквозных» поставок. Более осторожный подсчёт, принимающий во внимание достоверность и полноту официальной статистики стран-партнёров, оценивает поток в 2,4 млрд долларов ежегодно в 2023–2024 годах. Второй подход допускает, что данные по экспорту в Россию могут быть неполными. В таком случае весь рост импорта техники этими странами выше экономически обоснованного направляется в Россию. В этом случае оценка оказывается значительно выше — около 9,4 млрд долларов ежегодно. Почему же мы так явно сомневаемся в достоверности статистики наших партнёров? Ответ очевиден — в противном случае нам придётся поверить, что объём чистого импорта техники в Кыргызстане увеличился с 10 пунктов ВВП до 40.
Откуда товары?
Можно было бы предположить, что возросший импорт стран-партнёров ЕАЭС происходит не из недружественных государств, если вся эта схема предназначена для обхода санкционных ограничений. Однако оказалось, что большая часть, около 85%, возникших сквозных поставок, поступает из нейтральных стран. Это указывает на их высокую обеспокоенность возможными вторичными санкциями. В результате компании не хотят рисковать прямыми контрактами с Россией и предпочитают работать через посредников в ЕАЭС.
В сухом остатке
Система сквозных поставок через ЕАЭС приносит пользу российскому бизнесу и экономике, но у неё есть и обратная сторона. Во-первых, бюджет недополучает часть таможенных поступлений — ведь формально техника рассматривается как «внутренняя» торговля в ЕАЭС. Во-вторых, заметный рост импорта Армении, Казахстана и Кыргызстана привлекает внимание западных правительств, что повышает риск введения ограничений уже в отношении стран — членов ЕАЭС.
Сегодня важно не столько обсуждать сам факт существования серых схем — это уже стало реальностью, — сколько выяснять, когда они полезны, а когда — нет.