Игорь Харитонов
В нынешней системе высшего образования происходит значительная трансформация. Ранее вузы и колледжи функционировали независимо друг от друга, однако в настоящее время сотрудничество между образовательными учреждениями становится приоритетным. Клуб ректоров выступает площадкой, где руководители образовательных организаций могут согласовать подготовку специалистов, обсудить изменения на рынке труда и определить нужные технологии для обучения.
Третье заседание Клуба ректоров прошло в пресс-центре издательского дома «Аргументы и Факты». На мероприятии собрались более 40 руководителей ведущих российских университетов, представителей федеральных органов власти, депутатов Госдумы и бизнеса. Встреча была организована в формате двух сессий: первая сессия была посвящена взаимодействию с властями, вторая — сотрудничеству с бизнес-сектором.
Результаты приёмной кампании
Ректор Станислав Прокофьев. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Особое внимание было уделено промежуточным итогам первого этапа приёмной кампании. Ректор Финансового университета при Правительстве России Станислав Прокофьев сообщил о возросшем интересе абитуриентов к высшему образованию. По его словам, количество заявлений в университет достигло рекордных 277 тыс., что значительно превышает показатели прошлого года.
«Текущая приёмная кампания стала рекордной в истории Финансового университета по числу поданных заявлений. Мы смогли превзойти прошлогодний результат в 194 тыс. заявлений, достигнув 277 тыс. На одно бюджетное место претендуют 111 человек. Впервые в этом году были конкурсы внутри целевых групп», — отметил он.
Ректор Елена Певцова. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В. И. Вернадского Елена Певцова сообщила, что в их университете также наблюдается значительный конкурс — 5-7 человек на место по различным направлениям.
«В этом году мы видим настоящий перелом в отношении абитуриентов к сельскохозяйственным специальностям. Если раньше аграрные вузы рассматривались как последний шанс, то сейчас ситуация кардинально изменилась», — добавила она.
Ректор Павел Акимов. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» Павел Акимов также поделился итогами первой части приёмной кампании. Университет набрал на бюджетные места около 1800 бакалавров и 350 специалистов.
«Большое внимание уделяется развитию филиальной сети в Донецке и Мариуполе. Там внедряются образовательные программы различных уровней, включая среднее общее образование. Развитие филиалов представляет собой серьёзный вызов, но благодаря сотрудничеству с коллегами мы готовы встретить его достойно», — сказал он.
Ректор Олег Ястребов. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Олег Ястребов отметил, что в этом году вуз принял более 200 тыс. заявлений. На бюджет зачислили около 3 тыс. студентов, а количество контрактов превысило 9 тыс.
Университет — это не только про учёбу
Ректор Марина Боровская. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Волонтёрство сегодня становится всё более привлекательным для студентов благодаря возможностям самореализации и развития вне учебной программы. Председатель ректоров вузов Юга России, ректор Южного федерального университета Марина Боровская отметила, что участие в добровольческих проектах позволяет молодым людям не только помогать обществу, но и приобретать ценный социальный опыт, новые знакомства, развивать лидерские качества и профессиональные навыки, что особенно важно в период формирования личности и поиска своего пути в жизни. Следующую часть своего выступления она посвятила необходимости интеграции науки и технологий в образование.
«Крайне важно внедрять современные научные достижения в образовательный процесс. Нужно использовать разработки РАН и ведущих научных школ, чтобы наши преподаватели и студенты были в курсе последних технологических трендов. И ещё одна важная тема — эндаумент-фонды. Мы долго работаем над тем, чтобы сделать их эффективным инструментом развития образования. Речь идёт о создании механизмов привлечения инвестиций в перспективные проекты — будь то исследования в медицине или космические технологии», — подытожила Марина Боровская.
Постепенное движение
Ректор Галина Скударева. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Создание бесшовной системы образования — это новый тренд. Ректор Государственного гуманитарно-технологического университета Галина Скударева рассказала о том, как в её университете развивается высшее и среднее профессиональное образование.
«Мы сосредоточены на формировании бесшовной системы образования между средним профессиональным образованием (СПО) и вузом. Мы внедряем сокращённые сроки обучения для выпускников колледжей и переводим их на индивидуальные планы, чтобы быстрее выводить специалистов в экономику региона. Что касается приёмной кампании, то мы, как педагогический вуз, особенно внимательно относимся к популяризации профессии учителя. В Год педагога и наставника наша задача не только готовить квалифицированных специалистов, но и работать над повышением престижа педагогической профессии в обществе», — подчеркнула она.
Антон Пустовалов, «Росдетцентр». Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Антон Пустовалов из «Росдетцентра» согласился с коллегой. Он также считает важным создать единую систему образования, где каждый этап логично переходит в следующий.
«Когда студент осознаёт, что его интересы и увлечения найдут продолжение в вузе, это становится серьёзным аргументом при выборе учебного заведения. Только так мы сможем обеспечить полноценное развитие личности и сделать образовательный процесс действительно привлекательным для молодёжи», — резюмировал он.
Адаптация к современности
Перед образовательными учреждениями стоит важная задача — адаптироваться к изменениям в системе высшего образования. При этом важно не только перестраиваться самим, но и грамотно объяснять абитуриентам и их родителям, почему эти перемены необходимы.
Ректор Игорь Германов. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
«Многие помнят трудности перехода от специалитета к бакалавриату, и сейчас новая волна трансформации вызывает вопросы о качестве образования. На вузах лежит особая миссия — демонстрировать эти изменения в позитивном свете», — считает ректор Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Игорь Германов.
Ректор Владимир Строев. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
Современная молодёжь предъявляет высокие требования к качеству образовательного контента. Это связано с тем, что молодые люди активно создают медиаконтент. Ректор Государственного университета управления Владимир Строев сообщил, что по этой причине в вузе создали три профессиональные студии для производства качественного видео.
«Наши образовательные программы охватывают различные сферы управления — от строительства до шоу-бизнеса. Интересно, что в этом году значительно возрос интерес к управленческим специальностям, особенно в кино и медиа. Мы готовим будущих продюсеров, и многие наши выпускники успешно работают в отрасли, включая создание современных сериалов», — подчеркнул он.
Комплексный подход
Замдиректора Института Ильи Коршунова. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов
По мнению замдиректора Института образования НИУ ВШЭ Ильи Коршунова, в современном образовании существует несколько ключевых проблем, требующих комплексного решения. Одна из них — подготовка мастеров производственного обучения. Недостаточно просто обеспечить учреждения современным оборудованием, нужны специалисты, которые смогут научить педагогов им пользоваться.
«Для создания поистине эффективного образовательного продукта необходимо подходить к вопросу комплексно. Важно не просто поставлять оборудование, а формировать целостную систему, которая включает в себя: качественное обучение, научные исследования, профориентационную работу со школьниками, участие в международных проектах и олимпиадах. Только такой подход позволит подготовить востребованных специалистов и обеспечить развитие образования в будущем», — отметил он.
Изменения в отечественной системе образования направлены на создание более гибкой и эффективной программы подготовки специалистов. Укрепление взаимодействия между учебными заведениями, бизнесом и государством, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, развитие волонтёрского движения и создание бесшовных образовательных траекторий формируют новый облик и придают новые смыслы университетам и колледжам.



