Дрейф баржи Т-36: самый необычный подвиг в истории Советской армии
20 июня 2017 года скончался Асхат Зиганшин, почетный гражданин Стрельны и Сан-Франциско, а также наиболее известный участник легендарного дрейфа баржи Т-36, который длился 49 дней. Сегодня о данном событии, вероятно, помнят лишь те, кто в 1960 году читал или смотрел интервью героической четверки по телевидению. В том году о Зиганшине, Крючковском, Поплавском и Федотове писали газеты по обе стороны океана. Поэтому было бы уместно вспомнить, как, по словам из песни Льва Ошанина, «четыре безоружные солдата победили океан».
Злополучный шторм
Утро 17 января 1960 года интернациональный экипаж баржи Т-36 (татарин, два украинца и русский) привычно встречал в тесном кубрике, где едва помещались четыре спальных места. Под руководством младшего сержанта Асхата Зиганшина солдаты должны были разгружать суда, которые доставляли грузы на остров Итуруп. Каменистое дно и малая глубина не позволяли крупным кораблям подойти к берегу, поэтому непосредственно на остров продовольствие и материалы отвозили самоходные баржи. Причалы на Итурупе отсутствовали, и все баржи привязывали к рейдовым бочкам. Однако в то утро в бухте разразился сильный шторм. Трос, удерживавший Т-36, оборвался, и баржу унесло в океан. Минусовая температура и плохая видимость из-за снегопада усугублялись еще более серьезными обстоятельствами: баржа готовилась к зимовке, и запас продовольствия был рассчитан всего на три дня, а во время шторма волна затопила рацию, оставив экипаж без связи с берегом.
Тем не менее, в начале времени паниковать у команды Зиганшина не было оснований. Нужно было срочно откачать воду, залатать пробоину и привести баржу в рабочее состояние. Когда судно было спасено, молодые люди провели проверку продуктов. У экипажа имелась буханка хлеба, ведро картошки, немного крупы и гороха, банка с жиром. На «сладкое» оставались пара пачек «Беломора». Бак с водой не пережил шторм, но был достаточный запас ржавой, но пресной воды для охлаждения ставших бесполезными двигателей (солярка на барже закончилась еще в ходе борьбы со штормом). И все же, по словам самих участников дрейфа, они с самого начала были уверены, что помощь скоро придет. Однако неделя за неделей, а горизонт оставался пустым. В самом начале дрейфа Зиганшин совершил поступок, который спас жизнь всей команде – несмотря на оптимистичный настрой, он жестко ограничил потребление еды и воды.
Быт на барже
На барже питание происходило раз в день. Каждому полагалась кружка супа, сваренного из жира, картошки и (в первое время) крупы. Воду пили чаще – трижды в день по маленькому стаканчику. Вскоре Зиганшин наткнулся на газету, где говорилось о том, что как раз в зоне дрейфа баржи планируются ракетные испытания. Таким образом, до конца марта доступ судов в этот район был запрещен. Ситуация становилась еще более безвыходной. 23 февраля, в день Советской Армии, экипаж разделил между собой последний паек. Начались тяжелые испытания и ужасные гастрономические эксперименты. Пробовали есть найденное на судне мыло и зубную пасту. Чтобы хоть как-то отвлечься от мыслей о еде, экипаж каждый день вычерпывал воду из трюма, которая за ночь снова набиралась через пробоину. Попытки ловить рыбу оказывались безрезультатными. Зато рядом с баржей стали все чаще появляться акулы.
В начале марта на барже было съедено все, чем можно было заполнить желудок: ремешок от часов, брючный пояс, голенища кирзовых сапог, даже кожаные подкладки под клавишами гармошки. Кожа резалась на маленькие кусочки, а потом либо долго варилась, либо обжаривалась на техническом масле. Сил вставать у экипажа уже не хватало. Большую часть времени люди лежали на койках. От голода начинались галлюцинации: все чаще обитатели баржи слышали голоса и гудки кораблей.
Спасение
На 40-е сутки дрейфа команде Зиганшина удалось заметить несколько кораблей, однако попытки привлечь внимание не увенчались успехом. На барже оставалось полчайника воды, один сапог и несколько спичек. И вот 7 марта всех разбудил шум самолетов. Покружив над судном и пометив район ракетами, они исчезли за горизонтом. Спустя некоторое время на место прибыли несколько вертолетов и сбросили вниз веревочные лестницы. Однако советские военнослужащие с недоверием отнеслись к помощи, пришедшей от геополитического противника. Зиганшин пытался знаками сообщить, что экипажу нужны только топливо и продовольствие. А уж вернуться домой они смогут самостоятельно. Американцы, немного покружив над баржей, пожали плечами и уже собирались убираться. Дескать, странные забавы у этих русских — дрейфовать на барже посреди океана. Однако Зиганшин и компания вскоре одумались и начали активно подавать сигналы о спасении. Американцы вернулись и взяли несчастных на борт.
И на этот раз Зиганшин, выросший в Поволжье и знавший не понаслышке о последствиях голода, спас команду. Несмотря на то, что американцы предложили спасенным обильный стол, он запретил подчиненным переедать. В противном случае изголодавшийся желудок просто бы не справился с нагрузкой. И все же полноценно прийти в себя спасенные смогли только через несколько дней. По словам Зиганшина, когда пришло осознание, что команда находится на вражеском авианосце, он впервые с начала путешествия по-настоящему испугался. И повод для страха был. СССР и США переживали пик Холодной войны. Поэтому снятые с баржи советские военные могли стать не только пешками во внешнеполитических играх, но и попасть на родине в разряд предателей.
Развязка и дальнейшая судьба
После сообщения американцев о спасении советских солдат, в СССР почти неделю думали, как реагировать на беспрецедентное событие. В итоге здравый смысл все же взял верх, и 16 марта в газете «Известия» вышла статья «Сильнее смерти». А спасенные к тому времени даже успели провести пресс-конференцию на борту авианосца. Правда, очень короткую. Никто из них не говорил по-английски, и журналисты с камерами смущали вчерашних сельских парней. В Сан-Франциско всех ждал роскошный прием: новая одежда, деньги на карманные расходы и даже производство в почетные граждане города. Скорее всего, американское правительство имело свои планы на чудесным образом спасшихся советских граждан. Однако известность и материальные блага все-таки не смогли соблазнить нашу четверку: никто из них не остался в США. Хотя, как вспоминает Зиганшин, американцы мягко намекали на такую возможность. А история бы вышла красивая: в попытке сбежать из Империи Зла люди почти 50 дней провели на барже посреди океана.
В Москве наших героев тоже ждали вовсе не допросы на Лубянке. Четверку встречали с цветами и плакатами. Принимал их сам маршал Малиновский. И началось: встречи, выступления, пресс-конференции. Зиганшин, Федотов, Крючковский и Поплавский в 20 лет стали настоящими героями своего времени. В их честь писали песни и стихи, приглашали на телевизионные передачи. Им отправляли телеграммы Хемингуэй, Тур Хейердал и многие другие знаменитости. Однако такая известность имела и свои негативные последствия. Сам Зиганшин признается, что на фоне постоянных банкетов с уважаемыми людьми, с которыми невозможно было не выпить, у него едва не развился алкоголизм. Но через год произошло еще одно событие не только всесоюзного, но и общемирового масштаба, которое затмило героический дрейф на барже. 12 апреля 1961 года состоялся полет первого человека в Космос. Новым героем страны и мира стал Юрий Гагарин.
Несмотря на почти два месяца, проведенные в открытом океане, все участники событий так или иначе связали свою жизнь с морем. Иван Федотов некоторое время занимался китобойным промыслом, затем получил диплом судомеханика и работал на сейнере. Скончался в 1999 году. Спустя несколько лет ушел из жизни и Филипп Поплавский, который участвовал в гидрографических экспедициях по Атлантике и Средиземному морю. Асхат Зиганшин после учебы служил в аварийно-спасательном дивизионе на Ленинградской военно-морской базе. Последние годы перед смертью в 2017 году работал сторожем яхт под Стрельной. В настоящее время жив только Анатолий Крючковский. Недолго прослужив в Североморске, он, по совету врача, вернулся на родную Украину, где занимал различные должности на киевском судостроительном заводе.
Источник: russian7.ru