Древние племена, практиковавшие копчение, вероятно, стали основой для современных человеческих популяций в Юго-Восточной Азии — тех же народов дани и пумо, которые по сей день используют этот ритуал. pnas.org
Международная команда ученых представила доказательства того, что целенаправленная мумификация усопших возникла не в Древнем Египте или в южноамериканской пустыне Атакама, как принято считать, а на территориях Юго-Восточной Азии и Южного Китая. Это произошло 10-12 тысяч лет назад.
Результаты обширного исследования, опубликованные в журнале PNAS, указывают на наличие развитых духовных концепций, связанных с культом предков в общинах, которые ранее считались довольно примитивными.
Специфический ритуал
Причиной для научного исследования послужили многочисленные захоронения, найденные на территории Китая, Филиппин, Лаоса, Таиланда, Малайзии и Индонезии. Ученых удивило неестественное скрученное положение скелетов, известное как гиперфлексия, при которой фигура находится в эмбриональной позе, но с уровнем сгиба, недостижимым при жизни.
Для проверки своей гипотезы ученые использовали современные методы — рентгеновскую дифракцию и инфракрасную спектроскопию. Фото: pnas.org
На подсказку исследователям натолкнулась аналогичная находка в Португалии. Тогда удалось выяснить, что умершему восемь тысяч лет назад связывали конечности и плотно поджимали колени к телу (также привязывая их), после чего тело высушивали. Учёные предположили, что и азиатские покойники проходили через схожую процедуру, но с ключевым отличием в том, что в ней использовался огонь.
А именно — найденные в позе эмбриона тела перед захоронением обрабатывались дымом в течение длительного времени. Проще говоря — коптились. «Окуривание, вероятно, имело для древних людей духовное, религиозное или культурное значение. Такой ритуал не только замедлял разложение тела», — прокомментировал изданию Live Science результаты исследования его ведущий автор Сяо-чунь Хунг, старший научный сотрудник Австралийского национального университета.
В условиях жаркого и влажного климата копчение было, вероятно, единственным действенным способом сохранить тело покойника. Фото: pnas.org
В Индонезии эта практика сохраняется до сих пор
Для проверки своей гипотезы ученые использовали современные методы — рентгеновскую дифракцию и инфракрасную спектроскопию. Они позволяют исследовать внутреннюю структуру костной ткани, не повреждая её. Результаты подтвердили предположение: на многих скелетах были найдены не следы кремации или высокотемпературного сжигания, а признаки длительного воздействия низкотемпературного тепла и характерные изменения цвета, вызванные сажей. Это прямо указывает на то, что тела не сжигались, а подвергались длительному копчению над тлеющими углями, что являлось традиционным методом консервации для доаграрных общин Южного Китая и Юго-Восточной Азии.
Подтверждением этой гипотезы служит современная погребальная практика, принятая в некоторых регионах Азии. В 2019 году та же научная группа посетила индонезийскую провинцию Папуа, где стали свидетелями, как народы дани и пумо до сих пор создают мумии умерших, плотно связывая их тела и коптя их над огнём до полного почернения. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность, сообщили аборигены учёным.
Несмотря на то, что от древних тел остались лишь кости, их следует рассматривать как мумии, поскольку они прошли через целенаправленный процесс мумификации. Фото: pnas.org
В условиях жаркого и влажного климата копчение было, вероятно, единственным эффективным методом сохранить тело покойника, хоть и на ограниченный срок — от нескольких десятилетий до столетий, так как, в отличие от египетских мумий, эти тела не бальзамировались и не помещались в герметичные саркофаги.
Исследователи подчеркивают: хотя от древних тел остались лишь кости, их следует считать мумиями, поскольку они прошли через преднамеренный процесс мумификации. Главный вопрос, по мнению Сяо-чунь Хунга, заключается в том, каким образом древние люди открыли этот метод. Было ли это случайным открытием, стал ли это «побочным продуктом» какого-то ритуала у огня, или охотники-собиратели сначала заметили, что можно коптить мясо животных, а затем применили этот метод консервации к умершим соплеменникам?
Тайна Великого потопа. Российские археологи исследуют колыбель цивилизации Подробнее
«Очевидно, такая практика мумифицирования продлевала видимое присутствие усопшего, позволяя ему оставаться среди живых. Это является ярким проявлением вечной человеческой привязанности, памяти и преданности», — отмечает Сяо-чунь Хунг.
Подтверждает «двухслойную» модель миграции
Помимо понимания погребальных обрядов, сделанное открытие поддерживает «двухслойную» модель ранней миграции людей в Юго-Восточную Азию. Согласно этой модели, первая волна охотников-собирателей появилась там около 65 тысяч лет назад. Вторая волна, связанная с земледельцами неолита, использующими погребение умерших, произошла лишь около 4 тысяч лет назад.
Древние племена, практиковавшие копчение, возможно, стали основой для современных человеческих популяций в Юго-Восточной Азии — теми же народами дани и пумо, которые по сей день используют эту традицию. Тем не менее, эта погребальная практика может иметь невероятно древние корни. Не исключено, что она восходит к самым ранним миграциям Homo sapiens из Африки в Азию десятки тысяч лет назад и является ярким свидетельством связи между живыми и их предками, пронесённой через века.
Тайны мумии: что похоронили вместе с алтайской принцессой Укока
Мумия в саркофаге. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай
Отличительная особенность этой мумии – татуировка на предплечьях, плечах и кистях обеих рук. На левом плече женщины изображено фантастическое животное с клювом грифона, с «перекрученным» туловищем. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай / Сергей Киреев
Фрагмент мумии. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай / Сергей Киреев
Мутовка для взибания молока, сосуд из рога. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай
Деревянные украшения узды лошади. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай
Фрагмент войлочного покрытия для седла с аппликацией в виде оленя. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай
Деревянные украшения узды лошади. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай
Блюдо-столик из дерева и войлочное кольцо-подставка. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай
Бюст принцессы. Реконструкция Дмитрия Позднякова. © Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай / Сергей Киреев