Дополнительные занятия станут частью жизни более 80% детей к 2030 году

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 39. Россия уже победила 24/09/2025 Сюжет Национальные проекты Дополнительное образование открывает перед детьми новые горизонты развития, помогает раскрыть таланты и формирует важные навыки для будущего успеха. Дополнительное образование создает перед детьми новые возможности для развития, содействует раскрытию талантов и формирует ключевые навыки, необходимые для достижения успеха в будущем. Министерство образования и науки Республики Бурятия

Дополнительные занятия станут частью жизни более 80% детей к 2030 годуНа сегодняшний день в сфере труда востребованы специалисты по искусственному интеллекту, цифровые архитекторы метавселенных и эксперты в областях, которые еще недавно казались вымышленными. В то же время существует высокая потребность в рабочих: операторах станков с числовым программным управлением, токарях и сварщиках, которые хорошо разбираются в цифровых технологиях и современном оборудовании.

Для того чтобы школьники могли заранее познакомиться с актуальными профессиями и осознанно выбирать свою карьеру, необходимо развивать систему дополнительного образования и профориентации. Современная работа в этой области поддерживается федеральным проектом «Профессионалитет» в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». Одной из основных задач данного проекта является развитие дополнительного образования в России. Параллельно с традиционным накоплением теоретических знаний, детям и молодежи важно развивать практические навыки, креативность и нестандартное мышление, а также уметь ориентироваться на рынке труда для планирования своей профессиональной траектории.

Сделать первые шаги на пути к профессии и найти занятие по душе помогает национальный проект «Кадры».

Познавать и развиваться

В ближайшие 15 лет в стране будет преобразована вся образовательная система. В настоящее время разрабатывается стратегия ее развития до 2040 года. Особое внимание будет уделено дополнительному образованию, так как оно помогает даже самым юным детям определиться с будущей профессией и получить начальные навыки в избранной области.

В настоящее время в кружках и секциях занимаются более 17,7 миллиона юных россиян, и это число будет увеличиваться. Ожидается, что к 2030 году услугами дополнительного образования будут охвачены не менее 81 % детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Министр просвещения России Сергей Кравцов подчеркнул, что система дополнительного образования в нашей стране в основном бесплатная. Главная задача заключается в том, чтобы сделать кружки и секции более доступными, повысить качество обучения, открыть новые направления и привлечь молодых педагогов.

Побеждать в конкурсах и олимпиадах

Для школьников, интересующихся кибербезопасностью, программированием, искусственным интеллектом или разработкой мобильных приложений, существуют центры цифрового образования «IT-куб», которых более 300. Здесь будущие специалисты изучают основы выбранных профессий, участвуют и часто побеждают в региональных и федеральных фестивалях и конкурсах.

Георгий Пухаев из Северной Осетии представил свою разработку на Всероссийском конкурсе «Шустрик» и занял призовое место. О «IT-кубе» он узнал на интенсиве по информатике и всего за два года с нуля освоил программирование, изучил принципы работы нейросетей и основы компьютерного зрения. Созданная Георгием система отслеживания дронов основана на технологиях искусственного интеллекта и предназначена для контроля полетов беспилотных аппаратов.

Кроме «IT-кубов», во многих регионах созданы «Кванториумы» — образовательные площадки для изобретателей в возрасте от 7 до 18 лет. В настоящее время их 549, включая 85 мобильных, 135 стационарных и 329 школьных.

Батор Манзаров с 12 лет посещал «Кванториум» — с момента его открытия в Улан-Удэ в 2018 году. За это время он так развил свои навыки в ИТ-сфере, что стал победителем Всероссийского инженерного соревнования «Вызов 2035», занял 3-е место на смене «Шаг в будущее», участвовал в конкурсе «Кибердром» от Улан-Удэнского авиационного завода и победил в региональном этапе конкурса «Большие вызовы». Сейчас Батор поступил в технический вуз на инженерную специальность.

«Программами дополнительного образования в Бурятии охвачено 90,3 % ребят в возрасте от 5 до 17 лет, — отметил министр образования и науки республики Валерий Поздняков. — Технопарк «Кванториум» объединяет более 3 тысяч школьников, в «IT-кубах» цифровым технологиям обучаются около 15 тысяч детей, а центры «Точка роста» открыли двери почти для 24 тысяч ребят. Всего создано свыше 122 тысяч мест для занятий».

Умножать таланты

Дополнительное образование также активно развивает бизнес. Например, «Газпром нефть» в 8 регионах страны проводит турнир для школьников, который стимулирует их получать знания в области нефтехимии, математики и компьютерных технологий. За 10 лет в нем участвовало более 23,5 тысячи школьников. Победители получают до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в университет. Интеллектуальный турнир «Умножая таланты» является одним из финалистов национальной премии «Наш вклад», которая вручается компаниям и некоммерческим организациям за достижение национальных целей и реализацию задач национальных проектов.

Дмитрий Михайлов из Ханты-Мансийска в этом году занял 1-е место в дисциплине «Цифровые технологии в нефтегазовой сфере». Вместе с командой он разработал VR-симулятор для планирования и отработки сложных операций на нефтегазовых объектах. Сейчас он учится на физическом факультете МГУ.

Узнать, попробовать, остаться

Дополнительное образование становится для подростков первым шагом на профессиональном пути. Посещая кружки и секции, они развивают свои сильные стороны и тем самым определяются с тем, куда идти после школы. Полученные навыки будут полезны в будущей профессии, выбор которой смогут сделать с помощью кадровых центров «Работа России». Там же предоставят помощь в грамотном построении траектории профессионального и карьерного роста.

Именно на это ориентирована программа индивидуального карьерного сопровождения школьников и студентов. С 1 сентября она стартовала по всей стране при поддержке национального проекта «Кадры». Главная идея: карьеру нужно строить уже сейчас. Например, учащиеся 8–11 классов проходят профориентационное тестирование, посещают предприятия и встречаются с потенциальными работодателями. Эти шаги позволят им сделать осознанный выбор профессии. Программа карьерного сопровождения была апробирована этой весной в 11 «пилотных» регионах.

«В различных профориентационных мероприятиях кадровых центров участвовало около 303 тысяч учеников. Почти треть из них побывала на предприятиях во время профтуров.
Там ребята смогли ознакомиться с производственными процессами, практически прикоснуться к профессиям. Работодатели охотно делились с школьниками информацией о своих компаниях. Более 4,5 тысячи фирм организовали экскурсии и встретились со школьниками. Это в 9 раз больше, чем до начала проекта», — сообщил эксперт Федерального центра компетенций в сфере занятости ВНИИ труда Минтруда России Андрей Жданов.

В Самарской области в эксперименте по карьерному сопровождению приняли участие около 31 тысячи школьников. Одна из них — Роза Миронова. Она окончила школу с отличием и выбрала специальность «Лечебное дело».

«Дома всегда говорили о медицине, и она стала частью моей жизни. Колебания по поводу выбора профессии окончательно развеялись после встречи с работодателями и специалистами кадрового центра на ярмарке трудоустройства, — вспоминает девушка. — А еще там подробно рассказали о мерах социальной поддержки для среднего медицинского персонала».

Николай Кулибаба — студент Тульского сельскохозяйственного колледжа, будущий агроном. Кадровый центр «Работа России» в Ефремовском муниципальном округе, откуда Николай родом, организовал для выпускников школы профориентационные уроки. На них провели тестирование, беседы с карьерным консультантом, деловые игры. Также была практическая часть — профтуры для детей. Николай и его одноклассники посетили сельхозпредприятия, где ознакомились с техникой и производственными процессами, пообщались со специалистами.

«Я увидел, что сельское хозяйство очень динамично развивается. Новые технологии, всё автоматизировано… На предприятиях ждут агрономов, зоотехников, инженеров. Я влюбился в эту сферу и не пожалел о своём выборе. В колледже все ориентировано на прикладные знания, чтобы мы стали квалифицированными специалистами», — поделился Николай.

Общее образование становится другим — более современным и прикладным. И при этом оно не ограничивается школьной программой. В рамках национального проекта «Молодёжь и дети» открываются новые кружки, секции и центры, где каждый ребенок или подросток может найти занятие по интересам и развить свои сильные стороны. А национальный проект «Кадры» поможет выбрать профессию, выстроить карьерный маршрут и стать востребованным специалистом.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы