Павел Кадочников; актёр с женой, сыном Петей и племянником Геной; Геннадий Нилов; актер с женой и сыном Алексеем. Коллаж АиФ
Династии артистов обычно хорошо известны — многие слышали о Михалковых-Кончаловских, Янковских или Бондарчуках. В этих семьях на протяжении нескольких поколений снимают фильмы и выступают на театральных сценах. Несмотря на то что известность членов династий варьируется, свет известных личностей всё равно освещает и тех, кто менее популярен. Однако существуют и менее заметные династии, у которых есть удивительные связи между собой.
Происхождение Кадочниковых
Основателем династии Кадочниковых стал Павел Кадочников — сын простого рабочего, родившийся незадолго до революции 1917 года, чье детство пришло на Гражданскую войну. Эти годы семья провела в небольшом уральском селе, и лишь в 1920-е они вернулись в Петроград. В школе Павел увлекался живописью, а затем оказался в театральной студии, где у него обнаружили актерский талант — в итоге он поступил в техникум сценических искусств. В советское время этот техникум стал институтом театра, музыки и кинематографии, который окончили многие звезды кино и театра; сейчас он известен как РГИСИ — все еще институт, но по-прежнему специализирующийся на сценических искусствах.
Павел Кадочников исполнил роль Михася в фильме «Совершеннолетие», 1935 год; Актёр в роли Максима Горького в фильме «Яков Свердлов», 1940 год; Кадр из фильма «Сибириада» с артистом в роли Вечного деда, 1979 год. Фото: Коллаж АиФ
Именно в этом техникуме и началась династия Кадочниковых. Первый сын будущего актёра родился вне брака — у него были короткие отношения с сокурсницей Татьяной Никитиной, и в 1932 году у них появился ребенок. Эти отношения так и не стали чем-то большим, и между родителями Константина возникли разногласия; сам Кадочников, хоть и помогал своему сыну, не видел его много лет.
Павел Кадочников и Розалия Котович в юности. Кадр видео
В этом же техникуме Кадочников встретил свою будущую жену, актрису Розалию Котович. Они вместе участвовали в дипломном спектакле по пьесе Островского «Снегурочка» — он исполнял роль Леля, а она — Купавной. Говорят, что «Купавна» сначала не обращала внимания на «Леля», но настойчивость Кадочникова всё же дала свои плоды — в конце концов они стали супругами, а в 1944 году у них родился сын Пётр.
Павел Кадочников в роли Леля в спектакле «Снегурочка» по пьесе А. Н. Островского, Розалия Котович в роли Купавы. Фото: Коллаж АиФ
Кадочников долгое время занимался кино. Его фильмография включает такие работы, как «Антон Иванович сердится», «Иван Грозный», «Робинзон Крузо», а также «Подвиг разведчика» и «Повесть о настоящем человеке». За фильмы 1940-х актер получил три Сталинские премии, а также удостоверение, что он является «главным разведчиком страны» — его выдали по указанию Сталина. Однако затем карьера Кадочникова почти прекратилась. Он переключился на режиссуру, сняв несколько фильмов, среди которых была и «Снегурочка» — своего рода дань памяти своему первому спектаклю, который сделал его актером. Конечно, в этом фильме он уже сыграл не Леля, а царя Берендея; нашлась роль и для жены, которая всю жизнь работала в ленинградском ТЮЗе и относилась к кино с явным пренебрежением. Позже он также появлялся в таких фильмах, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада», «Сокровища Агры» из цикла экранизаций рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе…
14 ключевых ролей в карьере Павла Кадочникова
Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей». «Иван Грозный». 1944 – 1945 годы.
Кадочников в «Подвиге разведчика» сыграл советского резидента Федотова, само воплощение воли, энергии, любви к родине и стремления к победе. Прообразом Федотова был реальный разведчик Николай Кузнецов. Именно эта роль принесла Павлу Кадочникову всесоюзную славу. «Подвиг разведчика». 1947 год.
Чтобы глубже войти в кинообраз к фильму «Повесть о настоящем человеке», Кадочников наотрез отказался от услуг дублеров, в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. Прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил он, — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». «Повесть о настоящем человеке». 1948 год.
За роль в фильме «Большая семья» Кадочников получил Серебряную премию за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 1955 года. «Большая семья». 1954 год.
Готовясь к съемкам забавной и в то же время чрезвычайно сложной сцены боксерского поединка на теплоходе в фильме «Запасной игрок», Кадочников брал уроки у многократного чемпиона страны, заслуженного мастера спорта Ивана Князева. После нескольких месяцев тренировок Князев сказал своему ученику: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже первый». «Запасной игрок». 1954 год.
На съемочной площадке одного из самых знаменитых фильмов Кадочникова «Укротительница тигров» актеру приходилось бок о бок работать с хищниками. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!». «Укротительница тигров». 1954 год.
В «Якове Свердлове» Кадочников сыграл Максима Горького. При утверждении на роль художественный совет отверг его кандидатуру на роль, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил загримироваться. Через несколько минут актер вновь предстал перед комиссией. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького. «Педагогическая поэма». 1955 год.
Однажды Кадочников привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Павел Петрович возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу. «Медовый месяц». 1956 год.