Дело Гордона: чем завершилось самое крупное ограбление в Российской империи
В 1908 году произошло преступление, которое стало резонирующим в Российской империи. Неизвестные ограбили ювелирный магазин Владимира Гордона. Улики привели сыщиков в Одессу и Севастополь, а многие украденные драгоценности в конечном итоге были найдены в Турции.
Сквозь стену
Злоумышленники проникли в ювелирный магазин Гордона через соседнее помещение – писчебумажный магазин Воронова. Воры пробили проём в кирпичной стене, предварительно обработав её специальным раствором, который делал строительный материал более гибким. На место происшествия прибыл начальник петербургской сыскной полиции ротмистр Мечислав Николаевич Кунцевич, которому было поручено расследование этого дела.
Установлено, что преступники похитили из магазина драгоценностей на сумму почти полмиллиона рублей. Большинство украденных предметов – золотые портсигары, кольца, часы – были помечены именным клеймом ювелира Гутмана. Этот факт должен был облегчить поиски – рано или поздно именные украшения всё равно бы появились на свет.
Не дожидаясь этого, царские сыщики начали обыскивать не только Петербург, но и крупные города южной России. Также было решено объявить вознаграждение. За предоставление ценной информации обещали награду в размере 20 тысяч рублей.
Золото Гордона
Спустя некоторое время Кунцевич нашёл след части похищенного. В одном из одесских ломбардов некая Любка заложила несколько золотых вещей из магазина Гордона. Оценщик сообщил о «клиентке», но во время обыска у неё не нашли украденные драгоценности.
Однако сыщиков заинтересовало сообщение от севастопольского грека Геропулоса, который уведомлял Любку о своём приезде в Смирну.
Автора послания арестовали, когда он садился на пароход, а после тщательного двойного обыска сыщикам удалось обнаружить значительное количество бриллиантов Гордона. Преступник прятал их в обуви и под одеждой. Но даже найденные ювелирные изделия составляли лишь небольшую часть того, что было украдено в Петербурге.
Дальнейшие поиски похищенного продолжались уже в Константинополе. Следующим в поле зрения сыскарей оказался прибывший из Севастополя грек. Он вёл себя подозрительно, заметно нервничал, а при задержании чуть не проглотил таможенную квитанцию на два пакета. Именно в этих свёртках находились оставшиеся ценности, похищенные у Гордона.
Источник: russian7.ru