Что ждать от цен на бензин осенью: дорогой и дефицитный?

Что ждать от цен на бензин осенью: дорогой и дефицитный? Виталий Аньков / РИА Новости

Из различных регионов страны поступают сообщения о нехватке бензина (Приморье, Крым). Это происходит на фоне повышения цен, которое, по мнению некоторых аналитиков, будет продолжаться. Тем не менее, правительство уже принимает меры, которые должны дать результаты в относительно короткие сроки. Что же происходит?

Существует несколько факторов. Следует отметить, что еще со времен Советского Союза в летний период иногда возникали трудности с бензином. Ранее это происходило из-за того, что летом НПЗ часто останавливались на плановый ремонт, что увеличивало требования к логистике, которые не всегда выполнялись. В настоящее время к плановому ремонту добавились внеплановые: в последнее время ВСУ возобновили регулярные атаки на объекты ТЭК, в результате чего несколько крупных НПЗ оказались под ударом. Это еще больше сократило предложение на рынке, и ответом рынка стало привычное — повышение цен, начиная с оптовых (биржевых) и заканчивая розничными. Однако, поскольку на розничном рынке бензина действуют определенные ценовые ограничения, цены на АЗС не взлетели до небес, ликвидировав дефицит резким сокращением потребления, а увеличились умеренно по сравнению с биржевыми ценами. Вот такой парадокс. Третьим фактором является логистика: доставка в удаленные регионы (включая Крым) затруднена из-за нехватки железнодорожных цистерн определенного качества. Наконец, существуют сезонные причины: уборочные работы значительно увеличивают спрос на топливо, плюс люди активнее путешествуют, что приводит к особенному «затыку» в регионах с высоким туристическим потоком.

Для защиты внутреннего рынка от резких колебаний цен несколько лет назад был введен демпфер. Этот механизм подразумевает компенсацию нефтекомпаниям разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин и дизель за объемы, которые они поставили на российский рынок. Нефтепроизводители получают компенсации, если оптовые котировки на бирже не превышают установленную Налоговым кодексом условную цену более чем на 10% для бензина и на 20% для дизельного топлива (на 2025 год — 60,45 тыс. руб. за тонну и 57,2 тыс. руб. за тонну соответственно). В результате за первую половину 2025 года нефтекомпании в рамках механизма получили 544,7 млрд руб., а за весь 2024-й — 1,815 трлн руб. При этом к началу августа оптовые котировки бензина достигли своего максимума. Так, стоимость (оптовая) АИ-95 превысила 80,5 тыс. руб. Цены на АИ-92 подскочили почти до 71 тыс. за тонну.Что ждать от цен на бензин осенью: дорогой и дефицитный?Топливный парадокс. Почему у нас много нефти и дорогой бензин Подробнее

В настоящее время обсуждается возможность повышения порога отклонения от индикаторов в топливном демпфере, после которого нефтяники перестают получать выплаты из бюджета. Для бензина этот порог может постепенно увеличиться: сначала до 15%, а затем до 20%, но окончательные параметры пока не раскрыты. Изменения в Налоговый кодекс могут быть внесены осенью.

На данный момент к началу августа розничная продажа бензина уже оказалась убыточной. Так, на 1 августа средняя по стране чистая маржа торговли автобензином на АЗС составила 1,1 руб. на литр для АИ-92 и 1,4 руб. на литр для АИ-95. Это связано с высокими отпускными ценами НПЗ. Но не является ли это причиной дефицита топлива в некоторых регионах? В этом контексте некоторые предлагают внедрить прямые субсидии для АЗС в удаленных регионах и создать стратегический запас топлива для экстренного «затыкания дыр» там, где они возникают.

Еще одной мерой по стабилизации рынка является запрет на экспорт бензина. Этот запрет, вероятно, будет продлен до конца сентября или даже на более длительный срок.

По идее, дефицита топлива в России быть не должно. В нашей стране функционирует более 100 НПЗ с общей мощностью свыше 300 млн тонн в год. Они при этом работают не на полную мощность, ориентируясь на платежеспособный спрос. В 2024 году объем первичной переработки нефти сократился на 3,1% и составил 266,5 млн тонн, а выпуск различных сортов бензина превысил 41 млн тонн, дизеля — 81 млн тонн. В этом году прогнозировался рост производства. И он действительно наблюдался по бензину за первое полугодие — плюс 3,5% в годовом исчислении. На внутренний рынок поступает до 90% производимого бензина, до 85% авиакеросина и до 60% дизеля. Таким образом, даже при падении реальных объемов выпуска до 15% (с учетом неполной загрузки НПЗ по стране) дефицита быть не должно. А если он существует — в некоторых регионах по АИ-95 — это носит временный характер.Что ждать от цен на бензин осенью: дорогой и дефицитный?Зачем нужен бензин АИ-100 и какая от него польза? Подробнее

Тем не менее, многие эксперты считают, что повышение розничных цен на бензин неизбежно: за АИ-92 — до 72 рублей за литр, за АИ-95 — до 78,5 рублей. Но существует ощущение, что правительство попытается все же сдержать рост цен до этого уровня. По крайней мере, чтобы не разгонять инфляцию. Инструменты влияния на цены имеются в избытке, включая, в крайнем случае, импорт из стран ЕАЭС. Эти меры в совокупности могут, возможно, удержать цены в среднем на уровне 65–68 рублей. На данный момент с начала года по начало августа бензин подорожал лишь на 5,7%, в то время как индекс потребительских цен с начала года составил 4,2%. Впрочем, самый надежный метод борьбы с повышением цен и дефицитом — это увеличение производства. Если ничего не предпринимать, то дело может дойти до карточек на топливо.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы