Недавний инцидент в проливе с участием двух танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» вновь актуализировал вопросы безопасности устаревших судов и их готовности к штормам.
Оба танкера были построены еще в 60-е годы и предназначены для волн не выше двух метров. Семибалльный шторм превысил эти параметры — и ситуация повторилась: такие суда уже терпели бедствие в 1999 и 2007 годах.
Почему суда вышли в море?
Ключевой вопрос, который волнует экспертов: зачем экипажи решили отправиться в рейс, несмотря на явную опасность?
- Возможно, у моряков не было полного представления о прогнозе погоды.
- Существует мнение, что решение было принято под давлением обстоятельств.
- Согласно имеющимся данным, капитанов предупреждали лишь о сильном ветре, который обычно не препятствует выходу в море.
Масштабы аварии
В море оказалось около 3700 тонн мазута — это втрое больше, чем в 2007 году (1300 тонн) и почти в пять раз превышает разлив 1999 года (800 тонн). Это рекордное загрязнение для региона.
Уникальность данной катастрофы заключается в типе топлива. Впервые в таких объемах в море попал мазут М-100: тяжелое топливо, которое относится к одной из самых сложных для ликвидации категорий.
Почему М-100 так опасен
У этого мазута двойственная природа:
- плотность снижает токсичность в воде — он хуже испаряется и растворяется;
- но именно из-за своей тяжести он оседает на дно или распределяется в воде, а не остается на поверхности.
Это означает, что страдает не только поверхность моря, но и дно. Донные организмы погибают, рыбы задыхаются из-за забитых жабр. Бактерии начнут разлагать мазут, но этот процесс займет годы.
Долгосрочные последствия
- Штормы поднимают мазут со дна и выбрасывают его на берег, загрязняя пляжи.
- Сера и ванадий из мазута делают почву токсичной.
- Животные и птицы оказываются в ловушке: мазут прилипает к шерсти и перьям, мешая летать и плавать. Пытаясь очиститься, птицы заглатывают яд. Даже выжившие особи могут давать ослабленное потомство.
После аварии в Новороссийске в реабилитационные центры поступали десятки птиц с химическими ожогами — нынешняя ситуация угрожает повторением этого сценария.
Кто и как будет убирать мазут
- В море часть работы выполнит микробиота, но процесс может занять до десяти лет.
- На берегах без людей не обойтись: липкие массы необходимо собирать вручную, вместе с загрязненным слоем грунта.
- Чтобы поднять тысячи тонн мазута со дна, потребуется сотни водолазов и годы работы.
Что говорят ученые
Мнения разделились. Одни полагают, что экосистема восстановится за 1–2 года, другие указывают на сроки в десятилетие. Эколог Каваносян, анализируя последствия аварии 2007 года, отмечал: «бактериям требуется около десяти лет для завершения очистки». Вероятно, текущий разлив станет проверкой этой оценки.
Удар по рыбе и донным экосистемам
Первые последствия ощутят рыбаки: пострадают бычок, кефаль, камбала, ставрида. Мазут оседает в донных отложениях, где накапливаются токсичные вещества, включая полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Эти соединения канцерогенны и опасны даже в малых концентрациях.
Экологи уже обсуждают биотехнологические методы ускоренной очистки — внесение в воду специализированных бактерий-деструкторов нефти. Однако масштаб задачи огромен.
История повторяется
Разливы мазута — не редкость для Черноморского побережья. Волонтеры неоднократно собирали сотни мешков загрязненного грунта на пляжах от Анапы до Тамани. Но текущий случай выделяется не только своими масштабами, но и сложностью: последствия будут ощущаться годами
Фото: sibkray.ru