Что на Руси действительно знали о своей истории: факты, мифы и открытия

Что на Руси на самом деле знали о своей истории

Существует мнение, что лишь в эпоху правления Петра I Россия начала активно осваивать научные знания, включая историю. Тем не менее, даже в допетровский период грамотные люди в стране имели представление о таких эпохах, как античность, средневековая Европа и Древняя Русь.

Первые книги

Изучение всеобщей истории в Руси стартовало с введением письменности. Однако в силу религиозно-церковного характера древнерусской литературы представление о ходе истории было довольно поверхностным и односторонним. Более того, догматический характер религиозных текстов исключал возможность критического взгляда на описанные события прошлого.

Получение исторических знаний Древнерусское государство во многом обязано византийским монахам, которые стали учителями грамоты и носителями просвещения. Благодаря их усилиям русские жители познакомились с достижениями византийского образования – как художественной, так и исторической литературы.

В X-XI веках историческая наука в Византии еще не была сформирована – она находилась на начальной стадии развития и не отделялась от литературы в широком понимании. Первые произведения, через которые русское общество узнало о всемирной истории, были византийские летописи и хронографы, описывающие ветхозаветные книги от создания мира до Вавилонского пленения.

Исторические факты в этих текстах переплетались с апокрифическими рассказами и в таком виде переходили в древнерусскую литературу первых летописцев. Византийская история в древнерусских летописях представлена в виде компиляций и пересказов работ византийских историков, а также некоторых сербских и болгарских авторов.

Знакомство с античностью

Одним из наиболее известных представителей византийской историографии в конце XI – первой половине XII века был монах-богослов Иоанн Зонара. Его хроники основывались на трудах Геродота, Ксенофонта, Иосифа Флавия, Плутарха и включали сведения всемирной истории от начала мира до 1118 года.

С «Историей иудейской войны» на Древней Руси ознакомились благодаря переводу с греческого на церковнославянский. Также известен был и «Александрия» – роман о жизни и деяниях Александра Македонского, авторство которого приписывают греческому историку Каллисфену.

В Древнерусском государстве существовало представление о Гомере как о великом мудреце и философе, хотя зачастую оценка его личности, как и других «эллинских мудрецов», зависела от позиции Церкви. Были времена, когда русские церкви, подобно византийским и болгарским, стали украшаться не только изображениями христианских святых, но и древнегреческих философов – Гомера, Эврипида, Платона, Диогена, Плутарха.

Первый древнерусский хронографический сборник «Летописец Эллинский и Римский» появился, предположительно, на рубеже XIII-XV веков. В этом источнике смешаны библейские книги, древнегреческие мифы и рассказы о возникновении Рима. История Древнеримского государства охватывает события вплоть до нашествия варваров, после чего внимание читателя переключается на Византию.

Хронографы и летописи

Хронографы можно считать первыми произведениями по всеобщей истории. Попадая в руки древнерусских книжников, они переводились и дополнялись в зависимости от фантазии автора. Иногда эти сведения были малодостоверны и даже фантастичны, как и представления о незнакомом мире.

Например, в одном из русских хронографов упоминалось: «Люди Астромове или Астании живут в индейской земле, сами мохнатые, без обоих губ, а питаются от древ и корений пахучих, и от цветов, и от лесных яблок, а не едят, не пьют, только нюхают. Пока в тех местах есть запахи, они и живут».

Постепенно в Руси возрастает интерес к светской литературе, в которой отображались исторические события, однако все они пересказывались в библейском стиле. Так, в повести об Александре Великом, божество Гермес, сопровождавшее Александра, превратилось в ветхозаветного пророка, «иерусалимского царя» Иеремию.

Особое внимание в русской историографии уделялось летописям. Самая известная из них — «Повесть временных лет», представленная Лаврентьевским, Ипатьевским и Софийским списками. Однако их историческая ценность вызывает сомнения у многих ученых. Академик Алексей Шахматов, проанализировав хронологические предположения разных редакторов «Повести» до 945 года, счел возможным признать только четыре из них связанными с первоисточником. Это годы заключения русско-византийских договоров – 907-й, 912-й, 945-й — и поход Игоря на Константинополь в 941 году.

Летописи о деяниях известных личностей из отечественной истории пользовались популярностью в Древнерусском государстве. В начале XIV века было создано «Житие Александра Невского». Эта повесть, прошедшая через множество редакций, вплоть до XVI века служила своего рода образцом для описания русских князей и их воинских подвигов.

И образование, и политика

В XV веке в России начинает формироваться историко-методическая литература. В это время становятся популярными азбуковники – сборники, содержащие не только исторические данные, но и поясняющие читателю малознакомые слова. В одном из них слово «Вавилон» трактовалось как «смятение», а «Иерусалим» – как «обетование».

Некоторые азбуковики содержали обширные, почти энциклопедические сведения о определенных исторических событиях и личностях. К таким относились азбуковики «О Иулии Кесаре», «О взятии Царьграда от латин», «О сожжении Гуса», «О славянском языке и о русском», «Об убиении Бориса и Глеба».

Изменяется и стиль изложения — история приобретает более прагматичный и официальный характер. Например, в своем послании к Великому князю Василию III псковский старец Филофей исторически обосновывает притязания московских царей на «всю Русь, на киевское наследство и, наконец, на власть византийских императоров».

Со временем русские хроники начинают выходить за пределы византийских источников, черпая сведения из польских и других западнославянских текстов. Под влиянием новых образцов форма летописного изложения постепенно теряет популярность. К официальной легенде добавляются оппозиционные памфлеты.

В конце XVI века в России появляется множество «записок» современников, которые составляют основной материал как для бытовой истории, так и для истории придворных и общественных течений. Эти записки служили ценными источниками для тех, кто хотел узнать детали из недавнего прошлого страны.

Одной из таких записок является «История кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашима», написанная одним из приближенных Ивана Грозного, князем Андреем Курбским. Главная цель этого произведения, представляющего собой серию записок, — достоверно рассказать народам о правлении царя-злодея.

Новые перспективы

События Смутного времени создали предпосылки для нового осмысления действительности и более широкого взгляда на собственное прошлое. Во второй половине XVII века в Киеве появляется «Синопис» – произведение, довольно подробно излагающее древнерусскую историю, неизвестную автору «Повести временных лет».

В частности, в нем содержатся указания на то, что прародителем московских народов являлся библейский Мосох, шестой сын Афета, внук Ноя. Значительное место в повествовании занимает история Киева после татаро-монгольского нашествия. «Синопис» использовался в качестве учебника по русской истории вплоть до начала XIX века.

В XVIII веке российский историк Василий Татищев дал этой работе критическую оценку: «Сокращенная история, именуемая «Синопсис», хотя и весьма кратка, и многое нужное пропущено, но вместо этого польских басен и недоказательных включений внесено в избытке».

В то время как киевское духовенство в «Синописе» подчеркивало важность Киева в становлении и развитии русского государства, в Москве появилось апологетическое произведение думного дьяка Федора Грибоедова «История о царях и великих князьях земли русской», обосновывающее права Романовых на российский трон.

А в конце 70-х – начале 80-х годов XVII века была написана уникальная книга «Историческое учение», автор которой остается неизвестным, но она появилась в эпоху правления Алексея Михайловича. Это по сути – первый российский труд с теоретическим обоснованием задач, стоящих перед историком и исторической наукой

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы