За невымытые полы в подъезде можно получить перерасчет / Виталий Аньков / РИА Новости
Для получения перерасчета за невымытые полы в подъезде необходимо выполнить четыре основных шага, сообщил общественный деятель, эксперт в области ЖКХ Дмитрий Бондарь.
«Жители обязаны регулярно вносить плату за содержание дома, а управляющая компания должна исполнять свои обязательства, — отметил эксперт. — Если подъезды долгое время остаются без уборки, в первую очередь следует ознакомиться с договором с управляющей организацией. В нем должно быть указано, как часто и какую уборку обязана проводить УК. В случае несоответствия можно требовать перерасчет, но лучше следовать алгоритму, который не даст организации проигнорировать ваше обращение».
Шаг 1. Зафиксируйте нарушения и соберите доказательства
- Найдите свой договор с УК. В нём или в приложении к нему должен быть указан график уборки (например, влажная уборка — дважды в неделю, мытьё окон — раз в год).
Счет на миллионы. За что можно стрясти перерасчет с «управляйки» Подробнее
- Делайте фотографии. На протяжении нескольких недель, в дни, когда должна проводиться уборка, фиксируйте состояние грязного подъезда. На снимках должна быть видна дата.
- Составляйте коллективные акты. Совместно с несколькими активными соседями оформите несколько актов (например, раз в неделю) о том, что услуга по уборке не была выполнена. В акте можно указать: «Мы, нижеподписавшиеся, зафиксировали, что на такую-то дату влажная уборка на этажах с первого по пятый не была проведена, имеется мусор, грязь».
Шаг 2. Пишите коллективную досудебную претензию
- Составьте коллективную претензию от имени жильцов нескольких квартир. Это всегда дает больший эффект.
- Сформулируйте требования: обеспечить выполнение графика уборки, прописанного в договоре, произвести перерасчет по строке «содержание жилья» для всех подписавшихся за период, когда уборка не проводилась.
- Подайте претензию через ГИС ЖКХ или через мобильное приложение «Госуслуги Дом». Также можно продублировать её заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Ожидайте ответа. Согласно закону УК должна отреагировать. Стандартный срок — до десяти рабочих дней.
Может ли ТСЖ обязать жителей самим убираться в подъезде? Подробнее
Шаг 3. Жалоба в Госжилинспекцию (ГЖИ)
- Если УК игнорирует вас больше десяти дней, не устраняет недостатки или прислала отписку, пора подавать жалобу в ГЖИ — проще всего это сделать через ГИС ЖКХ.
- Приложите к жалобе все: копию вашей претензии, номер предыдущего обращения в УК, почтовое уведомление (если отправили письмом), составленный акт, фотографии и видео.
ГЖИ может провести проверку и выдать УК обязательное предписание. Часто на этом этапе проблема решается, и УК осуществляет перерасчет.
Шаг 4. Обращение в суд
Это крайний вариант на случай, если ГЖИ не помогла или если жильцы хотят взыскать неустойку и моральный вред.
- Подготовьте исковое заявление о защите прав потребителей. В нем можно требовать обязать УК произвести перерасчет, взыскать неустойку (пени) за просрочку, возместить моральный вред, а также взыскать штраф в размере 50 % от всей присуждённой суммы в вашу пользу.
Как часто должны убирать в подъезде? Подробнее
- Приложите документы: весь пакет, собранный на предыдущих этапах (акты, претензии, ответы, жалоба в ГЖИ и ответ из неё, документы на квартиру).
Важный бонус: по искам о защите прав потребителей госпошлину платить не нужно.
«Главное — это документы, — подчеркивает Бондарь. — Всегда общайтесь с УК письменно, фиксируйте, собирайте доказательства. Сначала решаем вопрос с самой компанией, потом жалуемся в контролирующий орган, и только после этого идём в суд. Закон в большинстве случаев может быть на стороне подготовленных жильцов».