Бумажный кошмар: учителя реагируют на обещание о «снижении бюрократии в 25 раз»

Бумажный кошмар: учителя реагируют на обещание о «снижении бюрократии в 25 раз»

«Это исторический прорыв!» — такими словами глава Рособрнадзора Анзор Музаев 6 августа охарактеризовал уменьшение бюрократической нагрузки на учителей. На встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным он сообщил, что количество обязательных документов для педагогов сократилось в 25 раз. Мишустин, вспоминая свой визит в школу № 29 Подольска, с негодованием назвал прежнюю ситуацию «безобразием»: «Учителя должны работать с детьми, а не с бумагами!».

Однако, как только трансляция заседания правительства завершилась, в учительских чатах и социальных сетях началось массовое недовольство.

«Где это сокращение? Мы по-прежнему задыхаемся в отчетах!», «25 раз? Может, чиновники считали не документы, а свое свободное время?» — подобные сообщения тысячами начали поступать под хештегом #25разнесчитали. История, которая начиналась как триумф реформы, обернулась скандалом, выявившим разрыв между кабинетной статистикой и реальной жизнью в школах. 

Как проводили подсчеты чиновники

В Рособрнадзоре журналистам объяснили свою методику: еще в июне 2023 года учителя заполняли до 50 различных форм — от уроков до отчетов о патриотическом воспитании. К марту 2025 года, после «массированной оптимизации», осталось: 

— 2 документа для воспитателей детских садов; 

— 3-4 — для учителей школ; 

— максимум 6 — для преподавателей вузов. 

Для контроля был создан специальный чат-бот. «Он уже обработал 6 000 запросов от педагогов и мгновенно блокирует незаконные требования», — уверял Музаев на совещании. 

Что говорят учителя

Ольга Сергеевна, учитель математики из Перми с 20-летним стажем, показывает толстую папку: «Вот наш «единый аналитический отчет» вместо прежних десяти форм. Раньше я тратила на них час в неделю. Теперь заполняю эту 20-страничную таблицу три вечера. В ней — детальный разбор ошибок каждого из 32 учеников, прогноз их исправления и «индивидуальные образовательные траектории». И это без учета журналов». 

Директор сельской школы под Тверью Алексей Ковалев вздыхает: «Документы не исчезли — они перешли в «цифру». Теперь мы дублируем данные в четырех системах: электронный журнал «Дневник.ру», платформа «Сферум» для Минпросвещения, федеральная ФИС ОКО и региональный портал «Образование 76». Когда интернет отключается — а это у нас часто — заполняем всё на бумаге «на всякий случай». Где же экономия времени?» 

Неучтенные нагрузки: пять скрытых бюрократических ловушек 

За пределами официальных отчетов остались ключевые проблемы, о которых говорят педагоги: 

1. Ночные чаты вместо родительских собраний 

«Раньше мы собирали подписи родителей о безопасности детей раз в четверть на родительском собрании, — рассказывает Марина Ткаченко, учитель биологии из Новосибирска. — Теперь требуют скриншоты из WhatsApp-чатов. Вчера в 22:30 пришло сообщение от завуча: «Срочно подтвердите беседу с мамой Петрова! К утру — отчет в департамент». У меня 35 учеников. Это называется «свобода от бумаг»?» 

2. Переименованные отчеты 

«Раньше был «план воспитательной работы», теперь — «карта социализации личности», — объясняет завуч екатеринбургской гимназии Ирина Долгова. — Суть та же: 15 страниц таблиц, графики динамики, приложения с фотоотчетами «мероприятий по толерантности». И главное — за эту работу не платят. Она идет как «добровольная нагрузка»». 

3. Чат-бот как инструмент контроля 

Хотя Рособрнадзор представил бота как «защитника учителей», педагоги ощущают обратный эффект. «Нам указали регистрировать в нем каждый вопрос от родителей, — пишет анонимный преподаватель из Татарстана. — Если не зафиксировал обращение — это «нарушение регламента». Теперь трачу время не на ответ маме, а на заполнение формы в боте». 

4. Объяснительные за «плохие» оценки 

«После Всероссийских проверочных работ заставляют писать объяснительные на пяти листах: почему трое учеников получили «тройки», — делится Елена Митрофанова, учитель русского языка из Омска. — Этот документ не входит в «обязательный перечень» Музаева. Но когда завуч говорит: «К завтрашнему утру», отказаться нельзя».

5. Внезапные запросы 

Несмотря на запрет дублирования данных, в школы продолжают поступать экстренные требования. Учительница из Уфы показывает письмо из прокуратуры: «Просим предоставить списки детей из неблагополучных семей с указанием успеваемости и социального статуса родителей. Срок — 3 часа». «Всё это есть в базе «Моя школа», но чиновникам проще позвонить в школу, чем искать в системе», — поясняет она. 

Почему реформа не сработала

Эксперты выделяют три системные ошибки: 

Подмена понятий 

«Сократили количество видов документов, но не их объем, — объясняет директор Института образования Ирина Абанкина. — Вместо десяти простых форм учителя получили одну сложную, требующую детализации. Это как заменить десять легких пакетов одним тяжелым чемоданом».

Цифровая профанация 

«Перевод отчетов в электронный вид без упрощения содержания лишь усугубил проблему, — считает программист Дмитрий Сорокин, разрабатывавший школьные платформы. — Учителя старше 50 лет тратят втрое больше времени на заполнение цифровых форм. А дублирование данных в нескольких системах — это архитектурная ошибка». 

Региональный произвол 

«Федеральные нормы остаются на бумаге, — заявляет председатель профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. — По закону ставка — 18 часов в неделю. Но в регионах 70% педагогов работают на 1.5 ставки (27 часов) при классах по 35 человек. Бюрократия в таких условиях просто меняет форму». 

Что дальше?

Рособрнадзор пообещал «проанализировать ситуацию» к концу учебного года. Но учителя требуют немедленных мер: 

— Законодательный запрет на дублирование данных в бумажном и электронном виде; 

— Штрафы для ведомств, требующих информацию, доступную в госбазах; 

— Отмену «добровольно-принудительных» отчетов, не входящих в трудовой договор. 

Пока же в школьных чатах циркулирует новый приказ: «К 20 августа подготовьте сравнительный анализ ЕГЭ-2024 и ЕГЭ-2025 по каждому ученику в виде презентации PowerPoint». Ирония в том, что этого документа нет в списке Музаева. Но, как отмечает учительница из Воронежа: «Если откажешься — к сентябрю получишь выговор «за срыв цифровизации»». 

«Система десятилетиями воспринимала учителя как бесплатный ресурс, — резюмирует экономист Татьяна Михайлова. — Пока не изменится этот подход, никакие реформы бюрократию не сократят. Чиновникам нужны цифры для отчетов. А дети… Дети могут и подождать». 

На этом фоне заявление о «снижении нагрузки в 25 раз» выглядит как горькая шутка. Как заметил директор подмосковной школы: «Если чиновник говорит, что бумаг стало меньше, проверьте, не забрал ли он все наши отчеты себе домой».

Фото: sibkray.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы