Тема Восточного экономического форума — 2025 Татьяна Мил / АиФ
На Восточном экономическом форуме в рамках серии паблик-токов PRO-Тренды прошел паблик-ток, посвященный эволюции искусственного интеллекта и его значению для будущего общества и государства, на стенде издательского дома «Аргументы и факты».
Сегодня искусственный интеллект является одной из ключевых технологий. Его развитие стремительно прогрессирует, охватывая все сферы жизни — от бизнеса до науки и медицины. Эти вопросы обсудили участники медиастудии «АиФ»:
- Денис Хлебородов, генеральный директор Cloud X,
- Андрей Даудрих, директор Департамента социальных исследований и консалтинга Аналитического центра ВЦИОМ,
- Сергей Мытенков, вице-президент РСПП.
Дискуссию открыл Андрей Даудрих, который представил данные последних исследований, подтверждающие рекордный интерес россиян к новым знаниям в сфере технологий ИИ (55 % россиян). Этот показатель стал самым высоким за весь период наблюдений. К тому же, треть опрошенных (33 %) выразила желание пройти обучение в области ИИ для расширения своих знаний. Небольшая доля респондентов (14 %) планирует получить новую квалификацию в этой области, а 8 % — повысить уже имеющуюся.
Андрей Даудрих. Фото: АиФ/ Татьяна Мил
Согласно данным, предоставленным экспертом Аналитического центра ВЦИОМ, несмотря на высокий уровень осведомленности, доверие к технологиям ИИ пока не успевает за ним, оставаясь на уровне 2022 года. Недоверие к ИИ связано с определенными страхами и рисками — сбои и ошибки в работе ИИ упомянули 28 % респондентов, вероятность выхода ИИ из-под контроля человека — 26 %, возможность использования ИИ в корыстных целях — 23 %, риск утечки данных, собираемых ИИ — 21 %, опасения по поводу деградации населения из-за развития таких технологий — 20 %. Тем не менее, 52 % опрошенных, доверяющих искусственному интеллекту, выделили пять причин своего расположения: возможность передать ИИ опасные для жизни человека виды работ — 34 %, улучшение и упрощение жизни и работы — 33 %, объективность и беспристрастность ИИ — 32 %, меньшая вероятность ошибок по сравнению с человеком — 23 %, скорость и качество работы по сравнению с человеком — 22 %.
Даудрих отметил, что россияне все больше сталкиваются с ИИ в различных областях жизни — наиболее часто упоминаются системы видеонаблюдения и робототехника, приложения для обработки фотографий, онлайн-заказы и службы поддержки клиентов. В личном опыте наиболее популярными способами взаимодействия с ИИ стали голосовые помощники и текстовые запросы через чаты или нейросети (по 31 %).
Согласно данным Аналитического центра ВЦИОМ, россияне в первую очередь воспринимают ИИ как помощника — они отводят ИИ второстепенную роль и пока не готовы полностью доверить ему принятие окончательных решений в различных сферах. Например, большинство опрошенных считают, что использование ИИ врачами в медицинских услугах допустимо только при условии, что последнее слово остается за человеком (76 %), а в образовательных услугах — если искусственный интеллект исполняет роль ассистента учителя (65 %). Полномочия ИИ в образовании и здравоохранении готовы предоставить лишь единицы. Однако к замене человека-водителя искусственным интеллектом россияне стали относиться более положительно — сегодня такой сценарий допускают 40 % (+6 п.п. по сравнению с 2022 г.), не допускают 53 %.
Даудрих также привел исследования, согласно которым абсолютное большинство россиян в той или иной степени осведомлены о разработках автономных технологий в России (95 %), и девять из десяти положительно относятся к ним (91 %). Россияне воспринимают автономный транспорт как технологический драйвер, способный повлиять не только на логистику, но и на более широкие области: от цифровых технологий и экологии до безопасности и социальной доступности. Интерес к автономным технологиям существует и на личном уровне: 48 % россиян хотели бы проехать на автономном легковом автомобиле, если бы такая возможность появилась, а 59 % хотели бы получить заказ с помощью робота-доставщика.
Сергей Мытенков. Фото: АиФ/ Татьяна Мил
Сергей Мытенков назвал искусственный интеллект одним из ключевых факторов развития в ближайшем будущем. «Искусственный интеллект, как флагман современных технологий, привлекает внимание как экспертов, так и обычных граждан. Это вполне объяснимо: осведомленность россиян об ИИ растет, и это создает благоприятные условия для его внедрения. Однако если простые граждане просто информированы, то для бизнеса ИИ представляет собой реальную возможность сэкономить ресурсы, усилить позиции и занять технологическое лидерство в своей сфере», — считает он.
Тем не менее, по мнению спикера, при внедрении ИИ важно учитывать экономическую целесообразность. Бизнес ориентирован на технологии, которые приносят прибыль и оптимизируют процессы. Это особенно актуально сейчас, когда экономика испытывает давление санкций и внешних вызовов. В таких условиях ИИ становится одним из основных инструментов для оптимизации. Использование ИИ приносит пользу не только предпринимателям, но и обычным гражданам. Мы все пользуемся услугами РЖД, Ростелекома. Совсем недавно на Госуслугах был запущен помощник Макс, созданный в результате сотрудничества Яндекса и Ростелекома. Это пример того, как компании объединяют свои усилия, чтобы предложить пользователям более удобный и продвинутый интерфейс, уверен Мытенков, подчеркивая, что «Россия не отстает от мировых тенденций, а движется вперед в развитии ИИ, что потребует монетизации инвестиций в эти продукты».
Денис Хлебородов. Фото: АиФ/ Татьяна Мил
Денис Хлебородов убежден, что качество работы ИИ во многом зависит от конкретной области применения. «У каждой сферы есть свои особенности и приоритеты, которые определяют необходимый баланс. Например, в медицине крайне важно не упустить ранние признаки заболевания. Лучше перестраховаться и получить спорные результаты, чем упустить реальную проблему. В финансовом секторе, напротив, первостепенное значение имеет справедливый и непредвзятый скоринг. В других областях могут быть свои специфические ограничения. Эти базовые ограничения, присущие каждой области, становятся основой для проектирования и создания нейронных сетей. Они определяют баланс, помогают правильно подбирать данные для обучения, выбирать подходящие выборки и категории, устранять дефекты и корректно выполнять разметку. Соблюдение всех этих этапов позволяет создать модель, которая будет эффективно решать узкоспециализированную задачу, актуальную именно для конкретной области. Интересно, что на практике наибольшим спросом пользуются не крупные языковые модели, такие как чат-боты, а узкоспециализированные модели, решающие четкие задачи в промышленности, энергетике и других подобных сферах», — заметил он.
Сергей Мытенков традиционно для обсуждений об искусственном интеллекте затронул тему восстания машин. «Мы все выросли на фильме „Терминатор“, и страх перед Скайнетом, перед опасностью, которую якобы несет использование искусственного интеллекта, нам знаком. В настоящее время ученые и научное сообщество активно прогнозируют, какие профессии могут исчезнуть в будущем. Мы интуитивно понимаем, что, возможно, вскоре сможем обойтись без водителей. Мы, живя в Москве, видим автомобили с надписью об автоматическом управлении, эти технологии внедряются. Не стоит их бояться, поскольку за ними все равно стоит человек. Человек их создает, дополняет своими мыслями, своим интеллектом, своими руками. Вряд ли машины восстанут и потребуют рабочие места», — отметил он, добавив, что в настоящее время Россия сталкивается с серьезным дефицитом кадров.
«Сейчас идет настоящая борьба за сотрудников, перетягивание работников, но при этом производительность труда не увеличивается, а зарплаты растут. Если спросить у предпринимателей, сколько раз они поднимали зарплату за прошлый год, думаю, не меньше трех. Но эффективность сотрудников при этом не возросла пропорционально. Рынок диктует свои условия, сейчас работник устанавливает условия для предпринимателя. Именно поэтому сейчас так важно и практично внедрять искусственный интеллект и роботизацию. И государство это понимает, создавая специальные проекты и программы софинансирования, финансирования, поощряя внедрение этих технологий. В этом плане нужно отдать должное государству, которое видит в этом перспективу и готово вкладывать средства и стимулировать бизнес к использованию этих технологий», — считает вице-президент РСПП.
По мнению Дениса Хлебородова, искусственный интеллект возьмет на себя практически все функции. «Останутся только священники и нотариусы. Но сейчас мы еще не на таком зрелом этапе, кадровый дефицит очень большой, особенно в промышленности и энергетике. Мы сейчас не создаем безработицу за счет искусственного интеллекта, а скорее решаем проблемы, где не хватает людей. Если мы сейчас не предпримем никаких мер, то через 5-7 лет проблема станет настолько серьезной, что в промышленности просто некому будет работать. Я считаю, что заниматься этим нужно, чтобы сохранить эту промышленность», — отметил он.
Генеральный директор Cloud X также высказал мнение, что прогресс в области искусственного интеллекта уже невозможно остановить. «В ближайшие годы внедрение ИИ будет только ускоряться. Уже сегодня крупные модели используются для генерации данных и сценариев обучения еще более мощных систем. В будущем этот процесс станет еще масштабнее: развитие технологий будет происходить не только руками людей, но и с участием самого искусственного интеллекта. Сегодня ИИ уже используется для создания новых данных и обучения других, еще более крупных моделей. В будущем этот процесс выйдет на новый уровень — искусственный интеллект будет помогать развивать самого себя. Нас ждет еще один этап. В Соединенных Штатах занимаются созданием 10-гигаваттных дата-центров, суперкомпьютеров, которые приведут к появлению так называемого AGI, общего искусственного интеллекта. Это станет еще одной страницей в его истории. Интересно, что все это развивается неравномерно. Количество стран, обладающих такими моделями, будет ограничено. Это связано с вопросами энергетики, интеллектуальным потенциалом в стране и даже климатическими особенностями с точки зрения охлаждения. В ближайшей перспективе мы получим небольшой клуб стран, которые будут владеть этими технологиями на очень высоком уровне, что приведет к значительному дисбалансу в мире. Те страны, которые получат эти технологии, продвинутся вперед, они будут применяться и в госуправлении, и в социальной сфере, и в промышленности», — сказал он.