«Бироновщина»: влияние фаворита Анны Иоанновны на российскую историю и реформы

«Бироновщина»: как фаворит Анны Иоанновны действительно изменил Россию

Эрнст Иоганн Бирон (1690-1772) запомнился как один из самых ненавидимых временщиков. Полуграмотный любимец императрицы Анны Иоанновны оставил след в нашей истории десятилетием жестокого полицейского террора, угнетения народа и внешнеполитического позора.

Негатив

По словам историка Василия Ключевского, «всех сосланных при Анне в Сибирь считалось свыше 20 тысяч человек; из них более 5000 исчезли без следа, куда они были сосланы… На фоне бедствий, которыми природа обрушилась на Россию — неурожая, голода, эпидемий, пожаров — проводилась настоящая охота на народ: организовывались вымогательные экспедиции; недобросовестных областных правителей заковывали в цепи, помещиков и старост морили голодом в тюрьмах, а крестьян жестоко избивали и обирали на правеже. Повторялись татарские нашествия, но уже из отечественной столицы».
Душой этого царствования был именно Бирон, так как ленивой Анне Иоанновне было не до государственных дел, и она не имела к ним способностей. Однако, поскольку все негативные события того времени обычно связываются с его именем, важно, для объективности, рассмотреть и положительные изменения, произошедшие в это время, и приписать их, если не инициативе Бирона, то его одобрению. В это время государство развивалось, промышленность росла, проходили научные исследования.
Александр Сергеевич Пушкин точно заметил, что на Бирона свалили вину за все ужасы царствования Анны Иоанновны только потому, что он был немцем; хотя это царствование вполне «соответствовало духу времени и нравам народа».

Объективность

Недавно английские ученые Стивен Броудберри и Елена Корчмина выпустили монографию, посвященную экономическому развитию России с середины XVII до конца XIX века. В ней они проанализировали, среди прочего, такой показатель, как ВВП на душу населения. Конечно, методику можно подвергать сомнению и критиковать неизбежные пробелы в данных того времени, но результаты, к которым пришли исследователи, поразительны.
Выяснилось, что рост ВВП России за два с половиной столетия до начала XX века четко совпадал с увеличением ее населения. Следовательно, ВВП на душу населения оставался на одном уровне на протяжении всего этого времени! Исключением стал лишь один короткий период, когда он возрос на целых 40%. И этот период пришелся как раз на 30-50-е годы XVIII века, то есть на царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, начавшись во времена «бироновщины»!
Таким образом, во времена Бирона действительно наблюдался прогресс производительных сил Российского государства, а значит, и благосостояния его населения. Яркие картины повторения татарского нашествия, описанные авторитетным русским историком Ключевским, выглядят в этом контексте как историографическая легенда, миф. Можно даже указать на источник этого мифа. Это различные работы Ивана Никитича Болтина (1735-1792), едва пережившего время Бирона. Болтин вступал в публичные споры с другими историками – князем Михаилом Щербатовым и французом Леклерком – по актуальным вопросам российской истории XVIII века.
Болтин, в частности, стал основателем той историографической традиции, которая окрасила эпоху Анны Иоанновны и Бирона в мрачные тона. О его предвзятости указал русский историк Василий Николаевич Строев в начале XX века:
«Болтин не был современником «бироновщины», своих источников он не называет, и потому его рассказ следует воспринимать с осторожностью. Так же не доказано и обвинение Татищева против Бирона, что он с помощью своего клиента Шемберга эксплуатировал в свою пользу лучшие русские горные заводы и другие промыслы. Но есть неопровержимые доказательства того, что он не раз отклонял крупные денежные подарки, весьма распространенные тогда. Из подарков государыни самым значительным были 5 000 000 рублей, пожалованные ему по случаю заключения мира с Турцией, из которых он, однако, получил не всё, а только 100 000 рублей».
Во всяком случае, Бирон не был самым коррумпированным деятелем своего времени. Он также не был выгодополучателем крупнейших политических дел того времени (например, против князей Долгоруких).

Достижения

Бирон не был всесильным фаворитом. Но поскольку сложилась традиция вешать все черные дела 1730-х годов на Бирона, перечислим положительные достижения России того времени.
О подъеме народного благосостояния, который, конечно, произошел без участия кого-либо из властей, скорее всего, вопреки им, уже было сказано.
В 1731 году был подписан манифест о принятии в российское подданство казахов Младшего жуза по их просьбе.
В 1733-1734 годах Россия участвовала в войне за «польское наследство», одержав несколько побед. Армия фельдмаршала Миниха после длительной осады захватила Гданьск, где заставила сдаться французский корпус (это было первое военное столкновение России с Францией в истории). Армия другого фельдмаршала, ирландца Ласси, дошла до Рейна – это было первое появление русских войск на берегах великой западноевропейской реки.
В 1736-1739 годах была выиграна война с Турцией. В ходе нее русские войска под командованием Миниха впервые преодолели Перекопский вал, вторглись в Крым и захватили столицу Крымского ханства Бахчисарай. Результатом этой войны для России стало возвращение Азова.

Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть

Военными делами России в царствование Анны Иоанновны в основном занимался Миних. Заслугой Бирона является то, что он не вмешивался в профессиональное и успешное военное руководство Миниха. То, что мы привыкли называть «военными реформами Петра Великого», как убедительно показал Николай Костомаров, является результатом деятельности Миниха.
В гражданской сфере важнейшим событием «бироновщины» стало создание Великой Северной Академической экспедиции. Указ о ней был подписан в 1732 году. В ходе этой экспедиции отряды Прончищева, Челюскина, братьев Лаптевых совершили значительные географические открытия на берегах Северного Ледовитого океана. Были установлены границы арктических владений Российской империи. На основании работ экспедиции уже в 1745 году был издан первый академический «Атлас Российской империи».
Работы экспедиции не ограничивались лишь географией. В рамках Северной Академической экспедиции в 1733-1743 годах немецкий историк Герард Миллер собрал в Сибири обширную коллекцию источников по русской истории (знаменитые «портфели Миллера»).
В эти же годы была организована Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова, состоявшаяся в 1741 году и приведшая к открытию Аляски.
Не будем забывать, что именно в годы «бироновщины» завершил свое образование в России и уехал для его продолжения в Западную Европу первый будущий академик из России Михаил Васильевич Ломоносов.
Миних также считал, что Бирон сделал много для развития коннозаводства в России – его страстью были лошади.

Детище Троцкого: самые необычные факты о Красной Армии

Голландская экспедиция 1799 года: как британцы предали русских солдат

Самый подлый русский богатырь: что было не так с Алёшей Поповичем

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы