«Бастарды Ермолова»: удивительная судьба «кавказских» сыновей русского генерала Ермолова

«Бастарды Ермолова»: судьба «кавказских» сыновей русского генерала

Знаменитый генерал российской армии Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) никогда не состоял в официальном браке. Его отпрыски лишь в конце жизни отца, будучи уже взрослыми, были признаны царём законными.

Кебинный брак

Ермолов всегда пользовался популярностью у женщин, однако, по его собственному признанию, его бедность мешала ему вступить в брак. Вероятно, генерал немного лукавил, так как даже будучи наместником на Кавказе с высоким доходом, он предпочитал оставаться холостяком, заключая только временные союзы с местными девушками.

В мусульманской культуре Кавказа в начале XIX века существовал, помимо постоянного, так называемый кебинный брак, заключаемый по соглашению на определённый срок или до определённого события (например, рождения сына и достижения им определённого возраста). На самом деле, кебинные браки практиковались только среди мусульман-шиитов, тогда как большинство мусульман Северного Кавказа исповедуют суннизм. Однако в то время эти нюансы вероучения были не так известны муллам на Северном Кавказе.

Ермолов пользовался этим мусульманским обычаем. Его кавказские жены считались его супругами по шариату, тогда как по российским законам они оставались всего лишь его сожительницами. Заключая кебинные браки, Ермолов не терял своей свободы, включая в отношения с женщинами, и одновременно уважал обычаи подвластных народов, показывая, что ценит их традиции.

Мусульманские жёны Ермолова

Первой кебинной супругой Ермолова стала Сюйду Абдулла кызы из дагестанского села Тарки, столицы шамхальства, традиционно дружелюбного к России. В разных источниках её национальность указывается то как черкесская (что маловероятно, поскольку черкесы живут далеко от Тарки), то как кумыская. Современник Ермолова, который хорошо его знал, Н. В. Исаков утверждал, что она была чеченкой. Ермолов познакомился с ней, когда находился в гостях у тарковского шамхала (князя) Мехти II в ноябре 1819 года.

Сюйду было всего двадцать лет, и удивительно, что её ещё не выдали замуж. Ермолов был впечатлён девушкой, наблюдая «из укрытия» за женской частью дома шамхала, с его разрешения. Какое отношение девушка имела к самому шамхалу, история умалчивает. Шамхал быстро понял, что если выдаст Сюйду замуж за влиятельного наместника, это укрепит его политические позиции. Особенно родителям девушки понравилось предложение Ермолова.

Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть

Ермолов заключил с родителями Сюйду соглашение, согласно которому в случае его бездетной смерти жена унаследует четверть его имущества, а в случае его смерти при наличии детей – одну восьмую. Срок кебинного брака не установлен. Как полагается, Ермолов выплатил калым за невесту. Было специально оговорено, что сыновья будут крещены в христианскую веру, а дочери останутся мусульманками. Его последующие кебинные браки имели аналогичные условия.

После свадьбы Ермолов уехал по служебным делам – усмирять одно из непокорных дагестанских племён, оставив Сюйду под присмотром жены тарковского шамхала. Во время этой военной экспедиции в декабре того же 1819 года Ермолов увидел в лезгинском ауле Кака-шура 17-летнюю Тотай, которая ему очень понравилась. Вскоре Ермолов договорился с родителями девушки о заключении кебинного брака после завершения похода.

Однако родители Тотай не были так впечатлены связью с наместником Кавказа, как родители Сюйду. Пока Ермолов находился в горах, преследуя мятежных даргинцев, родители Тотай выдали её за односельчанина. Узнав об этом, Ермолов поступил в соответствии с кавказскими обычаями: его подчинённые (их можно назвать «кунаками») похитили Тотай у её мужа. Родителей девушки Ермолов больше не допустил к себе, вернув подарки, которые она получила от первого мужа.

Таким образом, у Ермолова было одновременно как минимум две кебинные жены. Почти настоящий гарем.

Сыновья Ермолова

Существует мнение, что в это же время у Ермолова была и третья жена – Султанум Бамат казы. Об этой женщине известно меньше. Она была родом из кумыского села Буглен. Султанум родила Ермолову сына Петра, вероятно, самого старшего из всех, так как уже в 1835 году он, служа унтер-офицером, погиб на Кавказе. Остальные сыновья Ермолова от кавказских жен прожили долгую и насыщенную жизнь.

Сына Ермолова от Сюйду назвали Бахтияром. Он родился в Тарках в 1821 году. Когда мальчику исполнилось два года, отец забрал его с матерью к себе в резиденцию в Тифлис. Дети от Тотай появились на свет уже в Тифлисе – Омар в 1823 году и Аллах-яр в 1824-м. Все трое были крещены Ермоловым: Бахтияр стал Виктором, Омар – Клавдием, Аллах-яр – Севером. Когда Виктору Бахтияру исполнилось четыре года, отец отправил его в Россию на воспитание к своему двоюродному брату Петру и его семье, чтобы воспитать его в русских традициях. Сюйду Ермолов вернул к родителям, расторгая кебинный брак и щедро награждая свою бывшую жену. Спустя два года он подобным образом расстался с Тотай. Обе его бывшие жены позже вышли замуж за своих соотечественников.

Схожие судьбы

Все сыновья завершили обучение в Артиллерийском училище и последовали по стопам отца. Алексей Ермолов не предоставлял сыновьям никаких привилегий и просил командиров, под началом которых они служили, чтобы не делали его детям никаких поблажек. Все трое осваивали суровую военную науку в Кавказской войне.
Среди них особенно выделился Клавдий Ермолов (1823-1895). Во время Крымской войны, на Кавказском театре, при взятии крепости Карс он командовал подразделением, лично ведя его в атаку и захватив четыре вражеских орудия. В результате боя Клавдий был контужен. За этот подвиг он был удостоен офицерского Георгиевского креста.

«ДНК Сталина»: что выяснили учёные после его расшифровки

Севера Ермолова (1824-1894) отец характеризовал как самого умного из своих сыновей, но в то же время и самого ленивого. Он начал службу унтер-офицером и только потом окончил Артиллерийское училище. В отличие от своих братьев, он дослужился лишь до звания полковника, после чего вышел в отставку. Клавдий достиг звания генерал-майора. Самого высокого чина удостоился в конце своей жизни Виктор Ермолов (1821-1892): он вышел на пенсию в звании генерал-лейтенанта.
Виктор Ермолов был женат на Анне Демьяновой, в приданое за которую получил имение в Смоленской губернии. У них родилось четыре дочери и сын Владимир Ермолов, ставший в 1917 году генерал-лейтенантом русской армии. Владимир Ермолов служил в Белой армии и в 1920 году вынужден был эмигрировать из России. Он скончался во Франции.

Клавдий Ермолов женился на бывшей супруге московского обер-полицеймейстера и вице-губернатора Тимашёва-Беринга Варваре Волковой. Уже после расставания с первым мужем Варвара Николаевна родила Ермолову троих детей, а затем смогла получить развод и выйти замуж за любимого. У Клавдия и Варвары было трое сыновей и одна дочь.

У Севера Ермолова было двое дочерей.

Говоря о сыновьях Ермолова от кавказских жён, стоит упомянуть также одного сына от русской наложницы – крепостной девки Марфы. Николай Алексеевич Ермолов (1836-1890) служил на Кавказе, затем в Польше, дослужился до звания генерал-майора.

Самые шокирующие находки при строительстве метро в Москве

Чем Сталина так разозлил Хрущёв

Казачьи фамилии: как их отличить от русских

Источник: russian7.ru

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы