Константин Хабенский, Юрий Башмет, Сергей Гармаш. Коллаж АиФ
В День города, 13 сентября, маэстро Юрий Башмет представит на фестивале «Культурный город» в парке «Зарядье» своё произведение «Посвящение Москве».
Этот уникальный концерт пройдет в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030» и станет частью грандиозного проекта «Путь Чайковского». В этом году весь музыкальный мир отмечает 185-летие со дня рождения выдающегося композитора. Юрий Башмет «празднует» это не за столом, а в поездках по стране и выступлениях.
Скрипка и виолончель добавят голоса
Основная концепция проекта «Путь Чайковского» — организация концертов в городах, селах и усадьбах, имеющих связь с жизнью и творчеством Петра Ильича, чья музыка остается актуальной более полутора веков (первое публичное исполнение произведения Чайковского — его «Характерных танцев» — состоялось 30 августа 1865 года в Павловске).
13 сентября весь вечер на главной сцене Большого амфитеатра будет выступать Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением народного артиста СССР и художественного руководителя концерта Юрия Башмета. Солировать маэстро пригласил известных музыкантов, лауреатов первых премий конкурса имени Чайковского — заслуженных артистов России: колоратурное сопрано Альбину Шагимуратову, пианиста Бориса Березовского, скрипача Николая Саченко, а также самого молодого из них — лауреата Премии Президента РФ, виолончелиста Александра Рамма.
Каждый из солистов достоин отдельного упоминания, а слушать их — настоящее наслаждение, особенно когда они выступают вместе в одном концерте. Это происходит не так часто.
В программе вечера — конечно, произведения Чайковского.
Электронные симфонии. Классику оцифровали на фестивале «Культурный город» Подробнее
Кантата «Москва» была предложена Александром III
Пётр Ильич родился в Воткинске, жил в Петербурге и Клину, но всей душой любил Москву. «Суть жизни совсем не в том, чтобы постоянно путешествовать по заграницам, — считал Чайковский, — а в том, чтобы у себя дома было кого любить, кем интересоваться, за кого страдать и радоваться». Его друг Николай Кашкин отмечал, что Пётр Ильич восхищался памятниками московской старины и любовался видами Кремля.
Чайковский стал основоположником «московской композиторской школы» — направления в русской музыке, к которому принадлежали Сергей Танеев, Василий Калинников, Николай Метнер, Александр Аренский. Влияние этой школы заметно и в творчестве современных композиторов.
Не случайно для финала концерта Юрий Абрамович Башмет выбрал кантату Чайковского «Москва» с интересной историей её создания. Это был официальный заказ по случаю коронации Александра III — царь предложил композитору написать такое произведение на стихи Аполлона Майкова. И 15 мая 1883 года кантата, посвященная Москве, впервые была исполнена в Грановитой палате Кремля во время торжественного обеда в присутствии императора.
13 сентября, в День города, в исполнении кантаты примут участие баритон Большого театра Игорь Головатенко, меццо-сопрано Анна Юркус и Государственная академическая хоровая капелла имени Юрлова.
Петровская эпоха. Автор музыки к «Служебному роману» плохо играл на рояле Подробнее
Вход свободный по регистрации
Но это ещё не всё! Москве посвящали свои произведения не только композиторы. О любви к белокаменной писали многие поэты и писатели. 200 лет назад Пушкин признавался: «Москва… как много в этом звуке/Для сердца русского слилось!/ Как много в нем отозвалось».
Михаил Булгаков создал непревзойденное: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…»
Иван Бунин в рассказе «Чистый понедельник» описывал: «За одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него… «Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»
Бывало и такое, свидетельствовал в комедии «Горе от ума» Грибоедов: «А, батюшка, признайтесь, что едва/ Где сыщется столица, как Москва». Или: «Да и кому в Москве не зажимали рты/ Обеды, ужины и танцы?»
«Капризный автор». Алексей Рыбников о том, как создать музыку на все времена Подробнее
А как не вспомнить Лермонтова?
«— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Иногда стихи становились народными хитами, как случилось у Юрия Визбора:
«Не сразу все устроилось,/ Москва не сразу строилась,/ Москва слезам не верила,/ А верила любви./ Снегами запорошена,/ Листвою заворожена,/ Найдет тепло прохожему,/ А деревцу — земли./ Александра, Александра,/ Этот город — наш с тобою,/ Стали мы его судьбою —/ Ты вглядись в его лицо».
Что выберут для исполнения в праздничный день любимые артисты Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Василий Бочкарев и Полина Агуреева, приглашенные маэстро Башметом для участия в оригинальном «Посвящении Москве»?
Узнаем уже в субботу, 13 сентября, в 19.00 в парке «Зарядье».
Вход свободный по регистрации на портале культурныйгород.рф.