
Обстановка вокруг скидок и финансовых предложений маркетплейсов перешла на новый уровень общественного обсуждения.
С одной стороны — основатель Wildberries Татьяна Ким с открытым обращением к властям, с другой — шесть объединений предпринимателей, которые обратились к главе ЦБ.
Основные позиции сторон
Аргументы маркетплейсов:
- Банки способны предоставлять кешбэк, но не вкладывают средства в увеличение объемов платформ
- Финансовые учреждения развивают свои экосистемы и маркетплейсы
- Ограничение скидок может навредить малым и средним продавцам
- Действия банков обусловлены желанием сократить затраты и устранить конкуренцию
Позиция банков:
- Связывание скидок с определенными платежными инструментами ограничивает выбор потребителей
- Маркетплейсы применяют «налоговый миксер» — переводят большие обороты в доход множества мелких продавцов
- Государство теряет налоги из-за использования специальных режимов
- Отмечаются трудности с качеством и сертификацией товаров
Налоговый аспект конфликта
По оценкам Сбербанка, разница в налогообложении приводит к:
- Разрыву в 14% в конечной стоимости товара
- Недополучению бюджета НДС
- Потерям от неуплаты налогов на труд и социальных взносов
- Дефициту местных бюджетов из-за неперечисленного НДФЛ
Международный опыт
В Китае и Европе маркетплейсы действуют как налоговые агенты:
- Несут ответственность за уплату налогов от продавцов
- Гарантируют поступления в бюджет даже при неуплате со стороны селлеров
Позиция регулятора
ЦБ поддержал мнение банков:
- Направлено письмо в Минэкономразвития
- Предложено запретить привязку скидок к методам оплаты
- В действующем законодательстве уже предусмотрены механизмы регулирования скидок
Бизнес-перспективы
Для малого и среднего бизнеса:
- Финансовые услуги маркетплейсов зачастую являются единственным источником финансирования
- Ограничение скидок может привести к сокращению объемов продаж
- Сохраняется проблема доступа к кредитным ресурсам банков
Конфликт подчеркивает глубокие структурные проблемы цифровой экономики, где традиционные финансовые институты сталкиваются с новыми бизнес-моделями, создающими конкурентные преимущества за счет сетевых эффектов и технологических решений
Фото: sibkray.ru




