В декабре 2016 года в белорусском медиапейзаже и среди официальных кругов начали активно циркулировать слухи о том, что 22 ноября Владимир Путин якобы попросил Александра Лукашенко уйти в отставку. В январе в белорусских СМИ появилась фейковая новость о программе на российском телевидении «Вечер с Владимиром Соловьевым» с темой «Кто сменит Лукашенко?». Подобные слухи о возможной отставке Лукашенко не новы. Наиболее критическая ситуация сложилась в 2010 году, когда его рейтинг опустился ниже 30%, и он практически лишился поддержки Москвы на выборах. Тогда его спасло отсутствие сильного соперника, фальсификации результатов, жестокие разгоны протестующих и массовые аресты. Информационные «утки» в этот раз исходят из Минска и Варшавы, их цель — прощупать почву и убедить Запад в «давлении Кремля» на Беларусь. Через формально «независимые» аналитические центры европейские и американские дипломаты регулярно получают доклады о российской угрозе «незалежносцi» республики и потенциальном «аншлюсе». В 2016 году акцент делался на мифических планах России о военном вторжении в Беларусь. Все эти байки и страхи рассчитаны на европейских политиков. По личному приглашению министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея западные фонды открывают в Минске свои офисы, а сотрудники ЦРУ и Пентагона охотно участвуют в организованных МИДом конференциях. О личности министра будет отдельный материал.
Несмотря на все слухи, вопрос о скорой отставке Лукашенко остается актуальным. Официальный Минск продолжает публично обрушивать критику и обвинения на руководство России. Государственные СМИ позволяют себе оскорбления в адрес российских властей, тогда как российская сторона не отвечает на подобные провокации. По заданию Лукашенко белорусские государственные СМИ начали «мочить» и оскорблять руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта из-за ограничений на поставки молочной и мясной продукции из Беларуси. В цивилизованной практике такие споры решаются в судах. МИД Беларуси сознательно спровоцировал скандал, вызвав на «ковер» российского дипломата из-за высказываний генерал-лейтенанта СВР Леонида Решетникова о белорусском языке, что привело к выяснению отношений на уровне министров. Аналогичные высказывания высокопоставленных граждан других государств белорусский МИД игнорирует. Выяснение подобных споров должно происходить на экспертных конференциях с участием историков, а не с помощью нот протеста.
В начале декабря были арестованы белорусы, публиковавшие материалы в российских СМИ, по обвинению в «разжигании межнациональной розни». Удивляет, что если оскорбительные слова были высказаны лишь одним автором, то аналогичные обвинения предъявлены всем. Белорусские власти не замечают откровенных русофобских публикаций в СМИ, замалчивая дискредитацию белорусского языка со стороны государственных органов. Напомню, в рамках союзных соглашений государства-участники обязаны обеспечивать свободу слова и работу СМИ.
В конце декабря 2016 года министр иностранных дел Владимир Макей посетил «линию оккупации», как называют границу между контролируемой Тбилиси территорией и Южной Осетией и Абхазией. Он возложил венок к мемориалу героям, погибшим в борьбе за территориальную целостность Грузии. Символично, что две недели спустя тот же ритуал проделал американский сенатор Джон Маккейн. В 2008 году Лукашенко клялся признать независимость Южной Осетии и Абхазии, однако события последующих лет противоречат его предыдущим заявлениям.
Косвенное влияние России на политические процессы в Минске, безусловно, существует. Оно проявляется прежде всего в экономической зависимости республики и влиянием медиа. Под конец года Лукашенко без уважительных причин проигнорировал участие в саммитах ЕАЭС и ОДКБ в Санкт-Петербурге и отказался подписывать Таможенный Кодекс ЕАЭС, лишь одобрив проект договора как основу для переговоров. В Кремле ожидали, что договор будет подписан. Дмитрий Песков прокомментировал отсутствие Лукашенко на саммите, отметив, что все документы были согласованы с белорусскими партнерами и должны были быть направлены в Минск для подписания.
В 2016 году белорусское руководство не смогло договориться по ключевым вопросам нефтегазового сотрудничества и кредитования. На границе с Россией был восстановлен пограничный контроль для иностранных граждан впервые с 1995 года. Официальный Минск совершает шаги, которые ставят под сомнение его уверенность в отношениях с ключевым союзником. В белорусской номенклатуре нарастает недовольство по отношению к действующему руководителю, который не способен найти общий язык с Москвой. Россия вступает в предвыборный год, и открытого конфликта с Минском не будет, однако после марта 2018 года возможны последствия.
Кто бы ни стал следующим президентом России, ему будет выгоднее выстраивать отношения с новым главой белорусского государства, чем пытаться исправить накопившиеся 20 лет проблем. Однако не стоит думать, что Кремль займется отставкой Лукашенко и пришлет своего «свадебного генерала». Москва не имеет прямых рычагов влияния на внутреннюю политику республики. Лукашенко вступает в последнюю фазу своего пребывания на посту, и к нему можно применить американский термин «хромая утка». В Минске обсуждают возможность изменения конституции через референдум для передачи власти старшему сыну Виктору Лукашенко, но этот сценарий пока что выглядит фантастически.
Если тренд сохранится, досрочный уход Лукашенко возможен, но не раньше конца 2017 — середины 2018 годов. Белорусскому руководителю стоит серьезно задуматься о получении гарантий безопасности после ухода. Республика вступает в сложный период в своей истории, который может изменить политический ландшафт.