Балет как искусство: система Варенцевой для формирования правильной базы у детей

Балет как искусство: система Варенцевой для формирования правильной базы у детей Из личного архивa

Балет в России приобретает все большую популярность, благодаря социальным сетям он вышел за пределы театров и стал доступен широкой аудитории. Однако многие студии вместо качественной подготовки предлагают программы, сосредоточенные лишь на внешнем впечатлении.

Танцы стали новым трендом среди современной молодежи. Согласно данным BusinesStat, количество учащихся танцевальных школ за последние годы возросло на 37%, достигнув рекордного уровня в 1,61 млн человек. В России также растет интерес к балету, который благодаря социальным сетям стал доступен широкой публике. Вирусные ролики с движениями из «Лебединого озера», тренировочные челленджи и онлайн-курсы сделали классический стиль частью молодежной культуры.

Тем не менее, такая тенденция выявила серьезные проблемы в образовательном процессе: многие студии не учитывают физиологические особенности детей, а вместо качественной подготовки предлагают поверхностные программы, ориентированные лишь на видимый эффект. Подобный подход может привести к травмам и снижению мотивации у юных танцоров еще до начала их профессионального пути. Выпускница Академии Вагановой с красным дипломом, балерина, исполнившая ведущие партии в постановках Мариинского театра, международный эксперт с 26-летним опытом работы в балете Арина Варенцева разработала программу, которую она применяет для подготовки детей к обучению в профильных вузах. Ее методика помогает снизить риск травм и формирует правильную техническую базу, уже успешно опробованную в Бразилии.

Екатерина Кудасова, aif.ru: Арина, вы создали уникальную программу обучения детей, которая уменьшает риск травм, что особенно важно для юных балерин, ведь именно боль часто становится решающим фактором, заставляющим отказаться от мечты о сцене. Расскажите, как появилась идея этой методики?

Арина Варенцева: Когда я начала преподавать, заметила интересную закономерность — дети, имевшие опыт в других танцевальных или спортивных направлениях, быстрее осваивали материал. Но их навыки не всегда соответствовали требованиям классического балета, и их приходилось переучивать. Я задумалась: почему бы не разработать систему подготовки, изначально ориентированную на балет? Так и появилась моя методика — она сочетает традиции русской школы и современные знания о детской физиологии. Программа аккуратно, без перегрузок, готовит детей 6–9 лет к серьезному обучению, помогает выявить природные данные и, что самое главное, дает безопасный старт для будущей профессиональной карьеры. С ее помощью можно оценить ключевые показатели, важные для занятий балетом: прыжок, растяжку, выворотность, работоспособность, концентрацию и природные данные. Это не рецепт успеха, а скорее тест: если ребенок проходит его в раннем возрасте, у него появляется реальный шанс на профессиональное развитие. При условии, что в ученика будут последовательно вкладывать знания, давать полезную информацию и поддерживать мотивацию, высока вероятность вырастить хорошего, а возможно, и выдающегося артиста.

— Вы говорили о дисциплине. Но сейчас многие танцевальные студии предлагают ускоренные программы, обещая быстрые результаты. Насколько это оправдано, как вы считаете?

— К сожалению, многое из того, что сейчас представляют как «детский балет», зачастую является либо развлекательными танцевальными занятиями без профессиональной цели, либо поверхностным копированием взрослых программ, не учитывающим возрастные особенности детей. Особенно распространена имитация знаменитой системы Вагановой — великолепной, но изначально предназначенной для учеников старшего возраста, прошедших серьезный профессиональный отбор и готовых к высоким нагрузкам.

— Ваша программа как раз помогает правильно подготовиться к профессиональному обучению в вузах, таких как Московская государственная академия хореографии и Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой. Расскажите, в чем секрет такой подготовки?

— Дело в том, что моя методика не является заменой Вагановской школе, а ее логическим началом. Она подготавливает ребенка к тому, чтобы он мог уверенно вступить на путь профессионального обучения в более спокойной обстановке, без лишнего давления. Это первая ступень к профессии, где важны не только результаты, но и внутренняя готовность. Это возможность испытать свои силы перед настоящим учебным процессом. Балет требует времени и системного подхода. Он строится на длительных тренировках, внимании к деталям и глубоком понимании своего тела. И если мы хотим, чтобы дети не только красиво двигались, но и сохранили здоровье, мотивацию и любовь к искусству, нужно отказаться от иллюзий быстрого успеха. Только тогда путь к пуантам будет действительно заслуженным и безопасным.

— Ваши ученики добиваются высоких результатов на международной арене. Ярким примером стал их успех на престижном фестивале Santista de Dança, где они заняли первое место и специальный приз за лучший групповой номер — постановку из балета «Шурале» Леонида Якобсона, которую вы лично адаптировали для юных исполнителей. Расскажите, как вам удается адаптировать классический репертуар для конкурсных выступлений?

— Когда я работаю с учениками над конкурсными номерами, для меня важно сохранить душу классического балета, при этом сделать его доступным для каждого ребенка. Призовые места на Santista de Dança стали результатом кропотливой работы, где мы находим баланс между технической сложностью и индивидуальными возможностями исполнителей. Что касается адаптации хореографии — это действительно особое искусство. Переносить партии для разного состава все равно что делать транскрипцию музыкального произведения. С группой работать сложнее — приходится выстраивать композицию, где слабые места одних детей компенсируются сильными сторонами других. В дуэтах другая задача — создать диалог между танцорами.

— Вы занимаетесь балетом уже 26 лет. Исполняли ведущие партии в Мариинском театре, выступали на крупнейших международных сценах Европы, США, Латинской Америки и Японии. Все это требует огромной внутренней силы. Как вы справлялись с волнением и какие навыки сейчас передаете ученикам?

— Балет действительно требует внутренней силы. Я всегда считала, что уверенность возникает из подготовки. Если ты знаешь свое тело, понимаешь каждое движение и слышишь музыку — страх исчезает. Я всегда говорю ученикам: если вы подготовлены — вы свободны. Балетная сцена может быть пугающей, но когда ты получаешь удовольствие от танца — страх теряет свою силу.

— Параллельно с преподавательской деятельностью вы продолжаете профессионально танцевать и участвовать в конкурсах. Так недавно вы завоевали награды на престижном международном фестивале Cacon Dance Festival в Бразилии, где заняли призовые места в сольной и дуэтной номинациях. Как вы считаете, важно ли сохранять связь со сценой, работая с юными танцовщиками?

— Да, это крайне важно. Сцена помогает не терять ощущение профессии, пробовать новое и использовать это в работе с детьми. Ты лучше понимаешь, что чувствует ученик, ведь продолжаешь переживать тот же опыт — волнение, поиск, вдохновение. Это нельзя передать словами — это нужно чувствовать.

— Что посоветуете родителям, которые хотят отдать ребенка в балетную школу?

— Прежде всего, важно услышать самого ребенка. Балет — это искусство, которое требует не просто желания, а настоящей страсти. Если вы видите, что ваш ребенок горит — не просто хочет красиво танцевать, а готов трудиться, преодолевать трудности и каждый день возвращаться к станку — тогда поддержите его всей душой

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы