Авария с участием беспилотного автомобиля: анализ вины и правовые аспекты

Авария с участием беспилотного автомобиля: анализ вины и правовые аспекты0 Изображение с сайта ru.freepik.com

Беспилотные автомобили пока не стали обычным явлением на наших дорогах, но тестовые модели иногда появляются на улицах. Текущие технологии далеки от идеала, поэтому лучше держаться на расстоянии от беспилотников, так как могут возникнуть непредсказуемые ситуации.

Антон Палюлин, глава юридической фирмы «Палюлин и Партнеры», подчеркнул, что вопросы ответственности в таких случаях регулируются действующим законодательством и разрабатываемыми нормативными актами. Запланированный проект специальной правовой базы для беспилотных автомобилей должен был быть введен в сентябре 2025 года, однако принятие замедляется из-за необходимости дальнейшей доработки документа.

Тем не менее, уже сейчас можно выделить основные принципы определения виновной стороны. Главным ответственным за ДТП с беспилотником считается владелец транспортного средства — как физическое лицо, так и юридическое, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Эксперт ссылается на проект постановления Минтранса РФ, который фиксирует данное положение. Однако владелец может избежать ответственности, если сможет доказать наличие форс-мажорных обстоятельств или умышленные действия пострадавшего.

Если авария произошла из-за технических недостатков автомобиля, ответственность возлагается на производителя. В случае, если происшествие произошло из-за недостатков технического обслуживания, ответственность несет соответствующий сервисный центр или дилер.

Особый случай — аварии, вызванные сбоями в управлении автопилотом, в таких ситуациях виновным становится оператор удаленного контроля, отвечающий за эксплуатацию транспортного средства.

Процедура оформления подобных ДТП имеет несколько особенностей:

  • в отличие от стандартных аварий, оформить инцидент по упрощенной схеме (Европротокол) невозможно — обязательным является вмешательство сотрудников Госавтоинспекции.
  • Страховые компании смогут получать доступ к данным о движении беспилотника через специальное устройство («черный ящик»).
  • Обязательное требование — регулярное обновление программного обеспечения автомобиля, иначе страховая компания может выдвинуть регрессивные требования к владельцу.

Пока специализированный закон о беспилотных транспортных средствах не вступил в силу, судопроизводство по таким делам руководствуется общим Гражданским кодексом РФ и Правилами дорожного движения. В текущий момент очевидно, что владельцы беспилотных автомобилей берут на себя повышенные риски, а страховые компании получают новый инструмент для возмещения убытков.

Если авария произошла по вине неисправности автоматической системы управления, пострадавший имеет право требовать возмещения ущерба как с собственника беспилотника, так и с разработчика управляющей системы, что значительно увеличивает шансы на полное возмещение ущерба.

Ранее сообщалось о том, что на сочинских пляжах тень сделали платной.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы