«Алтайская принцесса»: раскрываем главные тайны самой знаменитой мумии России и ее загадки

«Алтайская принцесса»: основные загадки самой известной мумии России

В 1993 году команда российских археологов в урочище Укок обнаружила удивительно хорошо сохранившуюся мумию женщины возрастом около 25-30 лет. Её сразу окрестили «Принцессой Укока» или «Алтайской принцессой» и присвоили ей титул прародительницы алтайцев. Вскоре генетики внесли свои поправки в этот миф.

Урочище Укок

На границе четырёх государств – России, Китая, Монголии и Казахстана расположено загадочное высокогорное плато Укок, которое алтайцы считают священным местом, где обитают духи. По местным легендам, здесь находятся врата, ведущие на небеса, и любое негативное действие, совершенное людьми на этой территории, влечёт за собой соответствующие последствия для всего человечества.

В этом таинственном месте запрещено кричать, ругаться и даже думать о плохом, так как такие действия могут оскорбить могущественных духов.

Плато Укок относится к так называемым «местам силы», где можно зарядиться особой энергией. Не случайно именно здесь сосредоточены многочисленные могильные комплексы скифского периода, древние стелы и петроглифы – наскальные рисунки, многие из которых до сих пор не исследованы.

«Алтайская принцесса»

Когда археолог Наталья Полосьмак из Новосибирска и её коллеги прибыли на алтайское плоскогорье Укок, перед ними предстал частично разрушенный курган. Для специалистов он представлял историческую ценность, а для военных насыпь, из которой в 1960-х годах во время конфликта с Китаем они брали строительный материал для укреплений.

Начав научные работы, члены экспедиции обнаружили захоронение эпохи железа, а копнув глубже, наткнулись на более древний могильник, заключённый в линзе мерзлоты.

Он представлял собой лиственничный сруб, имитирующий жилище, заполненный льдом. Аккуратно растапливая лёд, чтобы не повредить археологическую находку, учёные нашли в этой посмертной избе шесть коней с сбруями и сёдлами, замороженные куски мяса из погребальной трапезы, а также предметы из меха и золота, сосуды и украшения.

Однако главным сокровищем кургана Ак-Алаха-3 стала украшенная кожаными аппликациями оленей длинная колода-склеп с двускатной крышей, в которой находилась прекрасно сохранившаяся мумия женщины.

На теле молодой девушки, пролежавшей во льдах более 2 500 лет, были найдены четыре татуировки, характерные для пазырыкской культуры Алтая, которые украшали обе руки и фаланги пальцев «Алтайской принцессы». Одна из них изображала закрученный мифический образ оленя с хищным клювом, хвост и рога которого напоминали орлиноголовых грифонов, в других угадывались контуры священного козерога, снежного барса и барана.

На уложенной на бок с слегка подтянутыми ногами мумии была надета белая шёлковая рубашка, шерстяная юбка бордового цвета, войлочные носки, нитяной пояс и шубка. Особенно оригинально выглядел парик, украшавший её обритую голову, состоявший из человеческих и конских волос, войлока, шерсти и украшенный деревянными фигурками птиц, золотой фольгой и длинным лепестком.

Фигура «Алтайской принцессы» была укрыта меховым покрывалом с растительными орнаментами.

По мнению историков, включая Вячеслава Молодина, её одежда и способ захоронения указывают на то, что девушка принадлежала к состоятельным представителям среднего класса во времена расцвета пазырыкского общества, в то время как шаманы Алтайского края настаивают на её статусе прародительницы алтайцев.

«Белая госпожа»

Знахари и местные жители Алтая считают, что мумия, названная археологами «Принцессой Укока», является «Белой Госпожой» — хранительницей покоя и стражницей портала в подземное царство, защищающей от проникновения Зла из низших миров.

Алтайцы предпочитают называть девушку из далёкого прошлого «Ак-Кадын», что в переводе означает «добрая», «искренняя», «честная», и соотносят её с персонажем народного эпоса богатыркой Очи-Балой.

Местные жители верят, что она обладала уникальными способностями и высоким социальным статусом, поскольку её могила была найдена вдали от других склепов, тогда как известно, что пазырыки хоронили всех семейными кланами.

Кроме того, учёные установили, что с момента смерти «Белой госпожи» и до её погребения прошло около трёх месяцев. За это время из бездыханного тела извлекли все внутренние органы, удалили мышцы и мозг, заполнили пустоты травами, обмазали ртутным раствором и забальзамировали.

Генетическая экспертиза

В 1995 году антропологи, используя специальную технологию, воссоздали облик «Алтайской принцессы» по останкам черепа, и полученный результат отразили в трёх бюстах.

Один из бюстов был отправлен в Московский музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, второй — Обществу национального возрождения Алтая, а третий передали музею Новосибирска.

В итоге перед потомками возникла девушка с несколько массивной челюстью и чертами лица, характерными для европеоидной расы фино-угорского типа.

Это «открытие» опровергало теорию шаманов о том, что «Белая госпожа» была прародительницей алтайцев, и до тех пор, пока не был проведён анализ ДНК, жители Алтая не верили в правильность полученного изображения.

Тем не менее, генетическое исследование подтвердило предположения антропологов – найденная мумия принадлежала девушке европеоидной расы и не имела отношения ни к алтайцам, ни к пазырыкцам, которые по митохондриальному ДНК были ближе к таким коренным малочисленным народам Севера, как кеты и селькупы.

Кстати, в процессе углублённого изучения «Принцессы Укока» выяснили, что причиной её ранней смерти стал рак молочной железы IV степени.

Погребать или не погребать?

После обнаружения мумия была извлечена из кургана и отправлена на исследование и хранение в Новосибирский Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Однако этот факт вызвал недовольство алтайцев, которые считали, что их «Принцесса Укока» должна быть возвращена на родину.

В 2012 году их требования были удовлетворены, и специально для «Белой Госпожи» в Горно-Алтайске был построен новый зал Национального музея имени Анохина с саркофагом, внутри которого было установлено оборудование для поддержания и контроля необходимой влажности воздуха и температуры.

Тем не менее, даже после этого часть алтайского общества осталась недовольна, полагая, что мумию следует захоронить там, откуда её извлекли. Они аргументировали это тем, что после вскрытия кургана и изъятия «Принцессы Укока» на Алтайский край постоянно обрушиваются природные катаклизмы: землетрясения, сильный град, наводнения.

Однако их надежды пока не осуществились, и любой желающий может посетить музей и ознакомиться с «Алтайской принцессой»

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы