Адмирал, проигравший Цусимское сражение: наказание суда и его последствия

Адмирал, потерпевший поражение в Цусимском сражении: как его наказал суд

Вице-адмирал Рожественский возглавлял русскую эскадру в неудачном Цусимском сражении против японского флота. После окончания войны его привлекли к суду.

Военная служба

Часто встречаемое написание его фамилии как Рождественский является ошибочным. Зиновий Петрович появился на свет в 1848 году в дворянской семье Смоленской губернии. Он выбрал карьеру военно-морского офицера, окончив Морской кадетский корпус и затем Михайловскую артиллерийскую академию, получив квалификацию морского артиллериста.

Его боевой опыт до Цусимы был весьма скромным. Он участвовал лишь в одной стычке с турецким кораблём во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Однако, это было характерно для многих русских военно-морских офицеров того времени. Россия в конце XIX века редко ввязывалась в морские сражения.

Тем не менее, Рожественский был известен как отличный организатор. Он фактически стал основателем военно-морского флота Болгарии после её освобождения от османов. В 1900 году он организовал спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который застрял на скале.

Рожественский не стеснялся высказывать свою точку зрения. Сразу после русско-турецкой войны он опубликовал в прессе статью, в которой резко критиковал высшее командование флота и призывал к срочному перевооружению русского флота на броненосцы. Время подтвердило его правоту, и несмотря на негативную реакцию начальства на его выступление, к пятидесяти годам он стал контр-адмиралом.

Он также ознакомился с будущим театром военных действий против Японии, когда в 1894 году принимал участие в переходе русской эскадры под командованием адмирала Степана Макарова из Средиземного моря в Тихий океан. Макаров охарактеризовал Рожественского как «надёжного морского командира». Интересно также мнение, высказанное вице-адмиралом Григорием Бутаковым: «Ужасно нервный человек, но храбрый и хороший моряк».

Решение о походе в Тихий океан

В 1904 году Япония атаковала русские территории в Маньчжурии и находившийся там русский флот. Момент для нападения был выбран удачно: Россия оказалась неготовой к войне. Сухопутных войск почти не было, а русская Тихоокеанская эскадра уступала японскому флоту по численности. Эскадра была практически сразу заблокирована в Порт-Артуре, а сама база оказалась окружена превосходящими силами японцев с суши.

Сразу стало понятно, что без дополнительных сил на Дальнем Востоке война с Японией не может быть выиграна. Поэтому уже в 1904 году началась подготовка к отправке части кораблей русского Балтийского флота на театр военных действий. Это соединение получило название Второй Тихоокеанской эскадры. Ей предстояло разорвать морскую блокаду Порт-Артура и затем нанести поражение японскому флоту.

Это решение было принято царём Николаем II. Он также выбрал командующего этой экспедицией. Выбор пал на Рожественского, который в то время занимал должность начальника Главного морского штаба Российской империи. В сентябре 1904 года, перед началом похода эскадры, Николай присвоил Рожественскому звание вице-адмирала.

Увеличившееся самопожертвование

Рожественский, будучи начальником Морского штаба, прекрасно понимал силу японского флота и слабости русского. Он был убеждён, что экспедиция не имеет смысла и приведёт лишь к поражению. Почему же, осознавая свою неудачу, он не отказался выполнять поручение царя и не подал в отставку? Почему не изложил царю свои обоснованные опасения в точности и деталях? Ответов на эти вопросы нет.

Некоторые светлые моменты пролил в своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович, написанных, однако, уже после революции:

«Я напомнил ему, что Россия вправе ожидать от своих морских командиров чего-то более значимого, чем готовность пойти ко дну.
— Что я могу сделать, — воскликнул он, — общественное мнение должно быть удовлетворено. Я это знаю. Я полностью отдаю себе отчёт в том, что у нас нет ни малейшего шанса одержать победу над японцами… Я готов на величайшую жертву. Это максимальное, что можно ожидать от человека.
И этот человек с психологией самоубийцы собирался командовать нашим флотом!»

Вряд ли мы ошибёмся, предполагая, что Рожественский, как и многие в подобной ситуации, решил, что «начальству виднее». Если император считает, что это необходимо и назначает на это дело меня, значит, следует постараться сделать всё возможное, даже если это кажется безнадёжным. Великий князь Александр Михайлович назвал это психологией самоубийцы, но, возможно, здесь больше подходит слово «самоотверженность». Конечно, известно, что одной самоотверженностью войну не выиграть. Поэтому в «самоотверженном» согласии Рожественского взять на себя выполнение невозможной миссии содержалась и значительная доля безответственности.

Вероятно, Рожественский чувствовал вину за то, что не сообщил царю обо всех опасностях задуманного шага, а слепо согласился на предложенное место, связанное с большим почётом и славой, в случае удачного выполнения, в который, похоже, в глубине души всё же верил.

Цусима

Когда русская эскадра ещё двигалась вокруг Африки, первая цель её посылки отпала: Порт-Артур сдался 20 декабря 1904 года. В этих условиях сам собой возник вопрос об отмене экспедиции, которая уже во многом утратила свою цель. Однако никто – ни Рожественский, ни сам царь – не ставили этот вопрос. Реальных надежд на то, что эскадра Рожественского сможет изменить ситуацию на Тихом океане в пользу России, несмотря на численное превосходство японского флота, не оставалось. Оставалась лишь надежда на чудо.

Чуда, как известно, не произошло. Мы не будем углубляться в ход Цусимской битвы 14 мая 1905 года, в которой русский флот потерпел самое крупное поражение в своей истории. Рожественский получил тяжёлое ранение в самом начале сражения и почти не руководил им. Раненый вице-адмирал был захвачен японцами в плен.

Суд

После завершения войны общественное мнение в России настоятельно требовало наказания виновных в поражениях. Судили, например, командование крепости Порт-Артур. Рожественский, сначала восстановленный на посту начальника Морского штаба, в феврале 1906 года подал в отставку и потребовал провести суд над собой.
Суд состоялся. Вице-адмирал полностью оправдывал своих подчинённых (из которых, однако, контр-адмирал Небогатов был признан виновным в сдаче без боя и приговорён к 10 годам крепости), а себе требовал смертной казни.

Это можно расценить как позёрство – в подобных обстоятельствах русский суд никогда не выносил смертных приговоров, но, скорее всего, для Рожественского это была возможность снять с души тяжёлый груз. Суд признал его полностью невиновным как человека, тяжело раненого в сражении и потому не способного отвечать за действия эскадры.

Таким образом, суд оправдал вице-адмирала по закону. Но камень с его души он не смог снять. Выйдя в отставку, Рожественский жил затворником. В новогоднюю ночь 1909 года он скончался от сердечного приступа

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы