Развесистая Зоя

Сегодня либералы и патриоты снова оказались в конфликте. Первые объявляют Зою Анатольевну Космодемьянскую шизофреничкой, вторые – святой. Что же произошло? Поясняем.

У режима наблюдается дефицит национальных героев. Чтобы восполнить этот пробел, решили вновь обратиться к персонажам советского пантеона. Дело в том, что «родина» является своего рода религией. Как и любой вере, ей нужны пророки и мученики, а их состав требует постоянного обновления. Если этого не получается, приходится обращаться к прошлому. На этот раз вспомнили Зою.

Старый советский культ нуждается в легкой модернизации. Поэтому комсомолку нарядили в нимб святой и отметили, что это «очень идет». Некоторым не понравилось это обновление: они тут же назвали Космодемьянскую «умалишенной». Так в этом вопросе пора поставить примиряющую точку. Правда о диверсантке навсегда останется неизвестной.

Что такое «правда»? Это то, что можно проверить экспериментально. Это точность постоянной Больцмана или распад урана. История же не поддается строгим научным критериям. Она полна мифов, и в ней все очень условно. Мемуары и документы не способны адекватно передать реальность. Они тоже нуждаются в проверках, которые лишь порождают новые искажения. В результате от реального объекта остается лишь туманный контур, который можно трактовать произвольным образом. И именно этим занимаются историки.

В «деле Зои» тоже нет фактов в строгом смысле. С этим нужно смириться. Ничего страшного в этом нет, необходимо лишь избавиться от научных методов и оценивать ситуацию сквозь призму мифологии. Есть точные науки, а есть другое измерение – культура, полное суррогатов и очаровательной лжи.

Космодемьянская – это персонаж именно этого измерения. Патриоты могут быть спокойны: причинить ей ущерб невозможно, как невозможно обидеть Изиду или мадам Бовари.

Тем не менее, даже культурно-историческая клюква может нести свои смыслы. С 1941 года Зоя становится одной из богинь сталинского пантеона. Вера в Космодемьянскую стала обязательным признаком принадлежности к советскому обществу. Однако времена изменились. Общество пришло к пониманию, что сам по себе «подвиг» ничего не значит. Подвиг – это примитивное и часто преступное действие, на которое способны даже алкоголики или террористы. Имеет значение то, чему служил подвиг и какой урок он в себе содержит.

В связи с этим возникает вопрос: кто такая Космодемьянская и какова польза от ее памяти? Во имя чего она погибла, и зачем вообще сохранять о ней воспоминания? Чтобы ответить на это, необходимо разобрать старый советский культ.

Напомним три основных постулата: I. В сороковом году Зоя пережила острый менингит. II. В сорок первом сожгла несколько крестьянских домов в деревне Петрищево. III. Она была повешена крестьянскими и немецкими солдатами. Все остальное в ее деле – это солдатский фольклор, который не стоит воспринимать серьезно.

Публику интересует вопрос: была ли Космодемьянская умалишенной? Каков был результат менингита? Ответ на этот вопрос могла бы дать лишь тщательная медицинская экспертиза. Но так как пункция невозможна, вопрос о состоянии диверсантки остается открытым. Исходя из текущей ситуации, ее можно изображать как героиню или как жертву.

Некоторые утверждают, что диагноз «шизофрения» некорректен, ведь менингит сам по себе не ведет к такому заболеванию. Даже будучи под воздействием болезни, она могла бы оставаться частью пантеона героев. Можно привести примеры из истории, когда душевнобольных использовали для диверсий. Этот подход оказался эффективным.

Тем не менее, если сталинские командиры использовали неадекватность Космодемьянской, то ЦК КПСС наградил её бюстами и названиями улиц. В то время как другие такие фигуры были просто оставлены в забвении. Однако идеологи СССР сумели создать из нее яркий образ, который вдохновил сотни других на подвиги.

Версия о «слабоумии» Зои не исключает её святости. Эти два состояния могут мирно сосуществовать, как показывают многие жития святых, полные эксцентричных личностей. Таким образом, слабоумие не является препятствием для святости.

Возможно, Зоя сжигала дома в Петрищево, не понимая, что делает. В целом, она выросла в системе, где нормой были доносы, насилие и смерть. Понятие «родина» для нее ассоциировалось с угнетением и страданиями.

Таким образом, старый советский миф не так прост, как кажется. Он полон клюквы, но и полезного смысла. Один из главных уроков заключается в том, что любой режим может выжить в любой ситуации, если удастся манипулировать идеей «родины». Этот механизм был прекрасно освоен Сталиным, а память о Зое следует сохранять и бережно хранить, как и другие мифы о божествах сталинского пантеона.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы