Александр Гольдфарб: Вирусный прорыв, или Почему болеют вакцинированные

Когда человек, получивший полную дозу прививки, заражается вирусом, это явление называется прорывом инфекции (breakthrough infection), что означает, что инфекция преодолевает иммунную защиту. В определённом смысле, прорывом является любое заболевание, поскольку естественный иммунитет имеется у каждого, однако он у большинства слишком слаб, чтобы противостоять вирусному натиску. Лишь немногие, вдохнувшие вирусные частицы, могут сопротивляться прорыву иммунитета без предварительной вакцинации.

Заражение — это статистическая игра; болезнь наступает в результате перемножения вероятностей: шанса, что рядом с вами в метро окажется носитель вируса; шанса, что он чихнёт; шанса, что вы в этот момент вдохнёте, а не выдохнёте; шанса, что ваша иммунная система не справится с первоначальным натиском вируса, когда он размножается в клетках носоглотки; шанса, что инфекция «опустится» в лёгкие и ваш организм отреагирует «цитокиновым штормом», приводящим к развитию пневмонии. У молодых эти вероятности в совокупности меньше, чем у пожилых; у привитых меньше, чем у непривитых. Заболеть и умереть может и молодой, привитый, человек, тогда как старый, непривитый, может остаться невредимым, но вероятность этого чрезвычайно мала. Наоборот — весьма высока.

Развитие эпидемии — это тоже статистическая игра: её размах зависит от скученности населения, загрузки общественного транспорта в часы пик, времени года (происходят ли контакты между людьми в основном на воздухе или в помещении), а также от барьеров, которые люди ставят на пути вируса: масок, запретов групповых мероприятий, вакцинации и т.д. Разные варианты (штаммы) вируса отличаются по своей инфекционности, включая способность преодолевать иммунный барьер. Поэтому и распространяются они с разной скоростью. В популяции, где нет ни вакцин, ни масок, носитель оригинального штамма коронавируса заражает в среднем двух человек. Носитель штамма Дельта заражает в среднем четверых; таким образом, штамм Дельта сегодня практически вытеснил первоначальный вариант.

Сама по себе вирусная частица не меняется; новые варианты возникают в ходе эпидемии — во время размножения вируса в миллиардах копий. Задача вакцинации — не только уберечь как можно больше людей от заражения, но и предотвратить появление новых, более инфекционных штаммов. Как происходит вирусный прорыв у вакцинированных? По последним данным из Израиля, вакцины Пфайзер и Модерна, которые обеспечивали почти полную защиту от заражения первоначальным штаммом, в случае Дельты защищают всего на 40%. То есть, если вы полностью вакцинированы и рядом с вами в вагоне метро окажется носитель дельта-штамма, то ваш шанс подцепить вирус всего в два с лишним раза ниже, чем если бы вы не были привиты.

На первый взгляд это маловато. Однако на самом деле ситуация не так уж и страшна. Вакцина, хоть и плохо защищает от инфекции штаммом Дельта, по-прежнему хорошо защищает от тяжёлого течения болезни — вероятность попадания в больницу снижается на 90% и практически полностью предотвращает смертный исход. Таким образом, вирусный прорыв происходит у 60% привитых, но быстро захлебывается. Более того, если вы, будучи привитым, заразились Дельтой, то вы гораздо менее заразны для окружающих; хотя вы и являетесь носителем, вы выделяете гораздо меньше вирусных частиц, чем невакцинированный пациент.

Сильно упрощая сложную математику, можно сказать, что если при 50% эффективности вакцины шанс подцепить вирус у привитых в два раза меньше, чем у непривитых, а шанс заразить окружающих у них тоже в два раза меньше, то как двигатель эпидемии привитые граждане функционируют в четыре раза хуже, чем непривитые. Поэтому в тех местах, где вакцинировано большинство, эпидемия захлёбывается; там, где меньшинство — она нарастает. В России вакцинировано всего 15% населения, так что прежде, чем там станет лучше, станет хуже. Отсюда вывод: привитым необходимо продолжать носить маски, а непривитым — срочно вакцинироваться.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы