Заместитель министра финансов Сергей Сторчак подтвердил, что речь идет не о простом списании долгов, а о их урегулировании. В августе 2011 года российский лидер Дмитрий Медведев и северокорейский диктатор Ким Чен Ир на встрече в Улан-Удэ обсудили подходы к решению долговой проблемы КНДР. В результате Россия и КНДР подписали соглашение об урегулировании долга, образовавшегося перед бывшим СССР.
Экономист Сергей Алексашенко отметил, что изначально северокорейский долг имел скорее политическую природу, и СССР не надеялся на его возврат. Он добавил, что Минфин не раскрывает все детали соглашения, поскольку остается ряд стран, с которыми России предстоит вести переговоры о возврате долгов. Это позволяет избежать возможных требований со стороны других стран о более мягких условиях.
За последние 12 лет Россия списала миллиардные долги нескольким государствам, которые ранее получали помощь от СССР. На данный момент крупнейшим должником России остается Куба, которая должна около 25 миллиардов долларов, хотя добиться списания этих средств власти Острова Свободы пока не могут. Примеры списания долгов имеются и в других странах: в 2000 году Россия простила Вьетнаму долг более 9 миллиардов долларов, в дальнейшем Эфиопии — сначала около 5 миллиардов, затем еще более миллиарда, а Монголии — свыше 11 миллиардов.
Драматичным был процесс списания долгов Ирака в 2004 году, когда в условиях давления со стороны Соединенных Штатов Россия согласилась списать 9 миллиардов долларов. Также было списано советское долги Афганистана, который, по разным данным, составлял от 11 до 12 миллиардов долларов. Эти действия осуществлялись в рамках программы Парижского клуба, членом которого Россия является с конца 90-х.
Однако как отмечает издание «Эксперт», не всегда процесс урегулирования долгов носил альтруистический характер. В некоторых случаях списание долгов обеспечивало российским компаниям конкурентные преимущества. Например, соглашение с Сирией предусматривало списание 9,8 миллиарда долларов, из которых 1,5 миллиарда было получено деньгами, а оставшиеся 2 миллиарда планировалось инвестировать в совместные проекты. Вскоре после этого российская компания «Стройтрансгаз» подписала контракты на строительство газопровода и газоперерабатывающего завода в Сирии.
Благодаря полному списанию задолженности Алжира в размере 4,7 миллиарда долларов была достигнута договоренность о крупных закупках российской военной техники на аналогичную сумму. На момент подписания соответствующего соглашения уже были заключены контракты на 7,5 миллиарда долларов. Журнал «Эксперт» утверждает, что такие сделки можно охарактеризовать как своеобразные «своп-сделки» — «долг в обмен на экспорт» и «долг в обмен на доступ к активам».
Тем временем некоторые страны, в том числе Кипр, продолжают активно добиваться финансовой помощи от Москвы. В начале сентября стало известно, что обсуждается возможность предоставления кипрской стороне кредита в 5 миллиардов евро. Первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников высказывался за списание долга Северной Кореи в обмен на реализацию совместных проектов, что могло бы принести стране хотя бы какую-то выгоду.
В то же время лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказал мнение, что России следует ставить жесткие условия при списании долгов, чтобы получать экономическую выгоду от подобных соглашений. Он отметил, что старые долги бывшего СССР можно было бы взыскать еще во времена Советского Союза.
Президент банка «Российская Финансовая Корпорация» и бывший министр экономики Андрей Нечаев напомнил, что России в свое время было важно погасить все долги Советского Союза, чтобы не потерять лицо на международной арене, объявив себя неплатежеспособной. Кроме того, это было частью обязательств перед Парижским клубом кредиторов о списании долгов беднейшим странам.